Порадовали меня рассуждения руководителя ВЦИОМ Валерия Федорова из "Palazzo Toschi Mosca Pesaro" об итогах регистрации кандидатов в Москве. Люди, которые набраны в регистрирующие комиссии, представляют процесс сбора 5 тыс. подписей за 25 дней в летней Москве примерно так же, как автор поста.

Утверждение «Всем очевидно, что подписей они не собрали, а те, что собрали, в основном либо куплены, либо нарисованы. Доказательств тому предъявлена масса, но сами бывшие кандидаты их тщательно игнорируют» сильно выдают дилетанта. 

Может, сначала стоит поработать во время подписей у какого-нибудь "несистемного" кандидата? (Не буду вдаваться в дискуссии с маргинальными комментаторами, которые считают, что все несистемные кандидаты маргиналы). Неплохо также приглядеться к тому, как подписи проверяют у разных кандидатов. Так что проведу-ка я маленький ликбез для рассуждателей на эту тему из Palazzo Toschi Mosca Pesaro.

Есть 3 способа "собрать" эти 5000 подписей:

  1. Организовать работу штаба, пройтись по всем своим контактам (которые есть, например, у муниципальных депутатов, а также у местных активистов, собиравших ранее подписи за какую-то местную инициативу), дополнительно привлечь за деньги (1—2 млн руб.) сборщиков и сотрудников, которые подписи проверяют и оформляют.
  2. Организовать сбор совместными силами префектуры, управ и нанятых политтехнологов, привлекая бюджетников (ЖКХ, ЦСО) и советников районных управ (тоже местные активисты, но связанные с местной властью). При этом, поскольку советников много, с каждого из них требуется собрать немного подписей — фактически от соседей. Стимулы в этом случае — небольшие подачки от власти, часто — натурой. Это и есть пресловутый «административный ресурс» в чистом виде.
  3. Получить через администрацию (отнесем сюда же и территориальные избиркомы) более-менее надежную базу данных избирателей и переписать их в подписные листы. При этом все расходы будут идти черным налом. Это — административный ресурс «в грязном виде».

Заметим, что при любом (!) способе сбора будет какой-нибудь брак из-за «засланных казачков», из-за «человеческого фактора» и пр. По подписям можно не зарегистрировать всегда, была бы на то политическая воля - это эмпирически установленный на российских выборах факт.

В Москве на регистрацию подали документы 160 кандидатов, собиравших подписи, из них будем считать 40 — это кандидаты от главной политической силы — администрации (не путать с ее формальным придатком — партией «Единая Россия»). 5 округов, где нет «несистемных» оппозиционеров, оставляем для вялой борьбы нанайских мальчиков в виде «системной» оппозиции. Остается 120. Поскольку кроме кандидатов от администрации на имитационных выборах нужны «фоновые» кандидаты (спойлеры, «киллеры», дублеры, просто фон), отнимаем еще штук 60. Получаем 60 «ненужных» администрации — буйных «несистемщиков»  и «неуловимых Джо», то есть совсем никому не нужных и не известных. Это близко к числу незарегистрированных кандидатов (57). Штук 17 из них «несистемщики», а остальные 40 — «неуловимые Джо».

Зарегистрировано 103. Допустим, что у 40 «административных» кандидатов подписи более-менее собраны. Но у 60 фоновых они нарисованы. И ничего, проходят через комиссии со свистом. Подписи у них аккуратненькие, списанные с баз данных, а потому проверку через базы данных МВД проходят легко. Конечно, через добросовестных графологов могут не пройти, но кто же им пошлет добросовестных? Так - втихаря и быстро - этих фоновых и проверяют. Ну и к «административным» тоже не сильно придираются.

У «неуловимых Джо» подписи такие, что брака там — тьма и отказать им просто. А вот с «несистемщиками», которые на этот раз затратили неимоверные усилия, приходится повозиться. Своими силами комиссии не могут наскрести 10% брака, и приходится им привлекать экспертов от той самой политической силы, которая и является основным участником выборов. Дальше уж как получится: если МВД не найдет достаточно брака, то графологи помогут, или — наоборот. И «заключения» ни тех, ни других проверить практически нельзя. Шах и мат! Между тем, по крайней мере некоторые графологи уличены на этих выборах в явной халтуре.
Поэтому, то ли от невеликого знания, то ли от сильного желания, то ли просто из солидарности с армией наших пропагандистов вопросы, Валерий Федоров опять задает некорректные вопросы (Кстати, это характерный пример работы возглавляемого Валерием учреждения). Вот он нас спрашивает:

«Если бы Мосгоризбиркомом были Вы, как бы Вы поступили?

1 - зарегистрировал бы всех кандидатов, ибо они такие демократичные, либеральные, оппозиционные, с хорошими лицами и т. п., в общем - социально близкие, а на закон, раз он служит власти, вам плевать с высокой колокольни;

2 - послал бы всех кандидатов-неудачников в сад, несмотря на их хорошие лица, ибо dura lex sed lex, и, нарушив его, оппозиция теряет всякое моральное право претендовать не только на власть, но и на общественную поддержку».

Классика жанра: «Перестали ли вы, Валерий, пить коньяк по утрам?»

Это кто Мосгоризбиркому социально близкие? «Несистемщики», что ли?

А «неудачники» - это, вероятно, - от большого знания. Эти «неудачники» в течение месяца вкалывали, собирая подписи. За этими «неудачниками» - тысячи людей, которым надоела ложь, возведенная в ранг государственной политики.

И если бы dura lex sed lex, то Мосгоризбирком должен был бы перепроверить все подписи. Увы, формально время упущено. Теперь можно только зарегистрировать всех — и даже «неуловимых Джо», раз уж столько ошибок наделано.

Оригинал