25 июля — день смерти поэта, музыканта, актера и мыслителя Владимира Высоцкого. Еще в прошлом году газета «Кировская правда» попыталась найти связи Вятки (Кирова) и Высоцкого. Увы, фактов тут не так много, отметим самые значимые.
Владимир Высоцкий в Кирове никогда не был. Хотя и исполнял песню «Сам я вятский уроженец», авторство которой некоторые журналисты сегодня приписывают именно Владимиру Семёновичу. На самом деле хит — народный, еще до Высоцкого его пели во дворах и на сходках картежников. Были разные варианты текста и разные песенные продолжения этой истории про то, как вятский уроженец «всю Россию объехал, даже в Турции бывал».
Много лет творчество Владимира Высоцкого исследовала кировчанка Зинаида Лихачёва. Она не только кропотливо собирала фотографии и документы, но и вела переписку с мамой Владимира Семёновича. В 1980-х годах сообщила ей о планах создать на Вятке музей барда. А в ответ получила полную поддержку: в Киров Нина Максимовна отправила гитару, с которой сын выступал в Театре на Таганке. А также другие памятные вещи, напоминавшие об авторе-исполнителе. Например, пиалу из набора, который барду подарили во время гастролей в Самарканде. Эти ценные экспонаты переданы Зинаидой Лихачевой в областной краеведческий музей и в 2016 году были показаны публике на специальной выставке памяти Высоцкого.
Был знаком с Высоцким и бывший губернатор Кировской области Владимир Сергеенков. В 1970-е он организовывал закрытую встречу кумира с партийными и профсоюзными работниками в Москве. Владимир Нилович вспоминал, что на встречу бард пришел в джинсах, рубашке с коротким рукавом и с гитарой. Высоцкий отвечал на вопросы, пел, а затем неожиданно согласился поужинать вместе с организаторами мероприятия.
После встречи в записной книжке Сергеенкова появилась одна из фраз, которую произнес Владимир Семёнович и которую захотелось запомнить и осмыслить:«Поэзия — это не ремесло, а призвание. Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Обращаются к нему с просьбой выполнить непростую задачу, понимаемую как долг. Голос совести не позволит поэту отсидеться в стороне, сделав вид, что происходящее всего лишь обычная суета сует. Поэтому нельзя считать поэтом просто пишущего человека, который не прибавил к зрению своего читателя чуточку дополнительной зоркости».
Когда в Москве хоронили Владимира Семёновича, в оцеплении стояли кировские милиционеры. В столицу их отправили охранять порядок во время Олимпиады-80, но пришлось принять участие и в скорбном мероприятии. Стражи порядка вспоминали, что проститься с бардом пришло столько людей, что сдержать толпу (которая, кстати, вела себя очень корректно — никто не толкался и не рвался) было сложно. У одного из вятских, по его признанию, к вечеру вся спина была в синяках.
Похороны Высоцкого. 28 июля 1980 г.
На прощание с Высоцким из Кирова собирался поклонник его творчества — поэт и журналист Валерий Фокин. Выехать в Москву не получилось, а вот свое стихотворение, посвященное Владимиру Семёновичу, он отправил через друзей - продиктовал по телефону. В одном из окон Театра на Таганке стояли гитара барда, его фото и сообщение о смерти. К этому окну люди приклеивали свои записки с признаниями в любви и обещанием помнить. Оказались на стене и стихи Фокина: «От боли внезапной сожмутся, застыв, миллионы сердец, ведь струны гитарные рвутся, когда умирает Певец».
Сам Валерий Фокин так вспоминал о своем увлечении Высоцким: «Высоцкий стал частью моей жизни. Мы выросли на его творчестве, его музыка сопровождала нас повсюду: в учебе, в армии и повседневной жизни. Я недавно увидел фразу где-то, что интеллигенция слушала Владимира Высоцкого тайком на кухне. Это все ерунда, Высоцкий гремел отовсюду. Мы сами, ребятами таскали магнитофоны по улицам и слушали его песни, их можно было услышать и из машин, и из окон. Его пластинки расходились просто страшными миллионными тиражам».