Год назад, 15 июля 2018 года, на территории Серафимовского собора в Кирове состоялось освящение и торжественное открытие памятника Николаю II и его семье. Тем временем до сих пор не утихают споры о том, как связан Николай II и его семья с Вятским краем. Ниже — подборка эпизодов, соединяющих наш регион и семью последнего русского царя.

Памятник Николаю II. г. Киров. 2018 г.

Прогулка Николая II до реки Вятки или до вокзала?

В 2013 году на экраны вышел фильм «Царская семья. Последнее путешествие по России» кировского режиссера и краеведа Алексея Фоминых. Картина повествовала о связи Вятки и полного загадок путешествия в тобольскую ссылку свергнутого императора Николая II c семьей в августе 1917-го. 2 августа 1917 года Николай II записал в своем дневнике: «Гуляли до Вятки, та же погода и пыль. На всех станциях должны были по просьбе коменданта завешивать окна; глупо и скучно!» Фоминых предположил, что окрестности Нововятска, чуть ниже Красной Горы, где паровозы делали остановку для дозаправки водой, — единственное возможное место, куда могла выходить на прогулку царская семья. В этом месте в 2013 году был установлен поклонный крест. В 2018 году историки М. С. Судовиков и П. Н. Шарабаров, опираясь на ранее малоизвестные источники, выдвинули гипотезу, что фраза Николая II «Гуляли до Вятки…» может трактоваться и как прогулка, осуществленная до станции Вятка-I (ныне ст. Киров-Пасс.). Историк Артем Маркелов при этом считает, что семья Николая II гуляла около станции Свеча, а фраза из дневника императора Николая II «Гуляли до Вятки» все же подразумевала не прогулку до реки, а по местности, находящейся где-то на подъездах к главному городу Вятской губернии.

Поклонный крест в Нововятском районе.

Выживший царевич Алексей в Тужинском районе

18 июля 1998 года в газете «Вятский край» вышла статья Михаила Смирнова «Наследник престола скрывался в Вятке?». Смирнов сообщал, по одной из версий, царевич Алексей не был расстрелян в Екатеринбурге, а спрятался на территории центральной России, а потом сбежал за границу. Старожилы села Михайловского в Тужинском районе считают, что именно у них в селе одно время прятался Алексей. Рассказывают, что в 1920 году в Михайловском появился молодой парень, попросился на постой в один из домов, пообещав отплатить работой пастухом. О своей семье Алексей (так он назвался) говорить не любил, рассказывал только, что все погибли на Гражданской войне. В селе знали, что у Алексея остались какие-то родственники в Москве, которым он время от времени пишет письма. А однажды он сознался, что до 1917 года грязной работой не занимался и ходил только в мягком белом белье. Однажды хозяева дома нашли случайно оставленное Алексеем письмо, оказалось, что писал он некой княгине. Тогда и возникли мысли, что парень не простой, а царских кровей. Незадолго до этого Алексей сфотографировался вместе со своими новыми друзьями. Селяне сравнили это фото с яркой картинкой из дореволюционного календаря, где была изображена семья Николая II. Сходства Михайловского пастуха и цесаревича Алексея оказалось поразительным. После этого Алексею пришлось сознаться, что он и есть сын Николая II. В селе в скором времени все узнали об этой истории и, опасаясь за свою жизнь, пастух в одну ночь сбежал. Автор статьи делает вывод о том, что до сих пор не ясно: был ли это настоящий Алексей или какой-то очередной жулик и авантюрист. На самом деле очевидно, что больной гемофилией Алексей не мог работать в поле и выполнять тяжелые работы, но простые крестьяне о таких нюансах могли не догадываться.

Царевич Алексей. 1913 г.

Мария Федоровна на Урале, личные вещи Николая II хранились в Яранске

В том же 1998 году ГТРК «Вятка» выпустила документальный фильм Риммы Лаптевой «Из прошлого Вятки. Романовы. Предания и были». В фильм вошло интервью почтенных лет бабушки Клавдии Бабушкиной из Вятских Полян. Она рассказала, что мать Николая II Мария Федоровна после революции не эмигрировала в Данию, а инкогнито под именем «Матушки Анфисы» до самой старости жила на Урале. Только самые близкие люди знали, кто она на самом деле, и Бабушкина видела некогда супругу Александра III своими глазами в 1940-е годы. Ее выделяли аристократические манеры, благородная осанка, поведение. Также некий брат царя был тайно переправлен на Урал и там долго скрывался, о чем на Вятке было известно еще в 1950-е годы. Еще один спикер фильма — настоятель Никольского собора о. Алексий (Сухих) рассказал, что в городе Яранске жил архидьякон Владимир, у которого откуда-то были личные вещи Николая II: кубок с вензелем, сахарница и ложечка. Как они могли попасть на вятскую землю после революции, отцу Алексию было не понятно. Помимо этого в селе Русские Краи Кикнурского района проживал некий Семен Деминцев. Тот рассказал, что его отец был в личной охране Николая II, и говорил, будто Николай был на самом деле «очень душевный человек, для которого простой солдат являлся образом и подобием Божьим». Когда отец Деминцева увольнялся в запас, то Николай подарил ему десятку золотую, которую Семен хранил много лет.

Мария Фёдоровна и Николай Николаевич на борту британского линкора «Мальборо» покидают Россиию. 11 апреля 1919 года

Николай II скрывался в селе Шурма Уржумского района

Историк Артем Маркелов все в том же «Вятском крае» в статье от 29 июля 1998 года рассказал читателям, что существует версия, будто Николай II выжил, а не был убит. В селе Шурма Уржумского района считают, что Николай спасся и вместе со старшей дочерью Ольгой жил на вятской земле. Николай запомнился местным жителям добротой и никогда не отказывал в просьбе сбросить снег с крыши, расколоть дрова и т. д. В ответ пришлым людям помогали продуктами. В какой-то момент члены царской семьи внезапно заболели и умерли. Но их могилы шурминцы не забывали, а усердно посещали, чем были очень сильно недовольны местные власти. Могилы в итоге уничтожили, не оставив никаких свидетельств той истории. Маркелов также указывает, что в 1997 году по центральному телевидению показали документальный фильм «Убийство императора. Версии», в котором рассказывалось об истории спасения Николая II в Шурме.

Николай Романов с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной в Тобольске зимой 1917 года.

Перевод семьи Николая II в Котельнич, попытка освобождения

Пока царь вместе со своей семьей находился в заточении, было несколько неудачных попыток его освобождения, в одной из них просматривался вятский след. Организовать освобождение Царской семьи решил капитан П. П. Булыгин. Он заручился поддержкой группы офицеров нескольких гвардейских полков. Они согласились участвовать в операции и ждали вызова к месту заключения. По дороге к Екатеринбургу капитан Булыгин вышел на станции Котельнич и купил местную газету, в которой сообщалось, что место заключения Николая собираются перенести в этот вятский уездный город из-за угрозы нападения чехословацких и белогвардейских банд на столицу Урала. Поэтому Булыгин остался в Котельниче, поверив газетной заметке. Однако в дальнейшем в Котельниче не происходило ровным счетом ничего. Обеспокоенный Булыгин в первые дни июля решился наконец сам проехать в Екатеринбург, дабы узнать на месте обстановку. Но на станции Екатеринбург был узнан и арестован. Так сорвалась попытка освобождения Николая II. Конечно, ни в какой Котельнич переводить Николая II не собирались, публикация в прессе оказалась спланированными обманом, чтобы сбить с пути предполагаемых спасителей царя и его семьи. Правда, тогда многие поверили, что Николай II будет содержаться именно в Котельниче.

Вид на Никольскую церковь и мост железной дороги через р. Вятку. г. Котельнич. Начало XX в.

Оригинал