[Жирным выделены мысли и высказывания спикеров баркемпа, остальное мое]
Второе лето езжу в Сыктывкар + 50 км, на базу «Гажа вöр», которая то ли «веселый лес», то ли «пьяный лес», чтобы поработать на баркемпе. Начинается это увлекательное путешествие с 5 часов сидения в автобусе Йошкар-Ола — Киров, продолжается 6 часами сидения в автобусе Киров — Сыктывкар. Полтора часа на полу в забитом автобусе на Гажа Вор. Да, желающих поехать много. Я обычно уступаю сидячие места другим, сам могу спокойно сидеть на полу, потому что, как говорил один русский князь, «сидеть в грязи не стыдно, стыдно убирать грязь», или что-то вроде этого.
Первым делом по приезду ищу курилку. Там уже установили две банки для бычков. На одной написано «Хаски», на другой — «Пошлая Молли». Голосование было примерно равным. После дискуссии Павла Андреева с коммунистом Андреем Никулиным по поводу роли государства в жизни людей надписи на банках сменились — «Анархия» и «Государство». Естественно, «государство» стало получать какие-никакие баллы только тогда, когда банка анархии была заполнена. Андреев говорил о том, что государство как посредник сейчас больше мешает, чем помогает людям выстраивать взаимоотношения, и выступал за то, что его нужно вычеркнуть из своей жизни и налаживать горизонтальные связи. Собственно, чтобы горизонтальная Россия. Никулин говорил, что государство должно регулировать некоторые области жизни, и часто люди сами об этом просят, как в случае с дольщиками, которые хотят, чтобы Путин призвал застройщика к ответу.
В теории я согласен, что государство — удобная штука для решения разных проблем (но не современное российское). В то же время идея о государственном покровительстве, внедренная в голову человека, делает его слабее. Лучше учить его надеяться на себя, а государство пусть делает свою администраторскую работу. Вот это бы идеально. Но тогда непонятно, кого назначить царем, кому челом бить.
Журналист Александр Баунов открыл баркемп лекцией о недоверии общества в России к институтам власти. Общий показатель доверия 36%, что ниже среднего по Европе. Но некоторые институты идут в плюсе: армия, президент, ФСБ, РПЦ и совсем немного — благотворительные организации. Армию уважают за то, что в Сирии погибло не так много русских, как могло бы погибнуть; ФСБ, вероятно, потому, что респондентам страшно ответить «нет», Путин — то же самое, что ФСБ, а РПЦ доверяют, потому что страшно Бога прогневать. С иррациональными верованиями всегда так. Все понимают, что Богу до РПЦ никакого дела нет, но на всякий случай лучше на рожон не лезть. Доверие к благотворительным организациям не удивляет, они делают добрые дела. Хотя до армии, ФСБ и Путина им очень далеко — с добрыми делами последних никаким благотворителям не сравниться.
На вопрос, зачем вообще власти это доверие, Баунов ответил, что Путину нужно реализовать план «преемник» в 2024 году.
В 2008-м посадили на трон Медведева, но к этому моменту Медведев принял на себя практически весь кал, который у общества накопился на государство, и теперь его уже не обелить. Нужен новый человек, и надо, чтобы общество его приняло.
По мнению Баунова, государству помогла бы реформа силовых структур, но оно ее не проведет. А для чего ее проводить, если суды обвиняют 99% подозреваемых, полиция тащит в отдел одиночных пикетчиков и волочит бабок по асфальту, а в колониях истязают заключенных. Вроде все работает как надо.
Две активистки из Сыктывкара сделали картину «Крик» Мунка из различного мусора. Я сначала думал, что эта ирония относится к рекламе, пока в трансляции «7х7» не объяснили, что на самом деле к хламу.
Еще из трансляции:
Подслушано. Из переговоров волонтеров:
— Покормите лошадку!
— Да ее и так все кормят!
— Нет, она все равно голодная!
Эта лошадка все время выглядела грустной. Может, просто лицо такое. Но мне сказали, что ее задолбали люди. Приезжают и приезжают. Хотя пастись в стороне ей никто не мешал. Главное — не собираться в табун, не подходить к другому коню ближе, чем на 50 метров.
Выступил священник Аркадий Фомин. Он исповедует адекватное православие и старается примирить верующих и светских. Один из слушателей задал вопрос: какие критерии попадания в рай или в ад.
— Критерий только один — любвеобильность, — ответил Фомин.
Второй способ попасть в рай Фомин забыл упомянуть: если американцы долбанут в тебя ядерной бомбой.
День завершился песнями на сцене и песнями у костра, суровым крафтовым имбирным элем и несколькими минутами даже темноты. Вообще, в это время в Сыктывкаре уже светает чуть заполночь.
А на второй день бывший главред сайта «Дождя», диждитал-директор RTVi Илья Клишин рассказал про инфошум. Это всякие инфоповоды, призванные отвлечь внимание от главных проблем. Типа тигра Амура и козла Тимура. Туда же можно отнести все, что начинается со слов "Песков прокомментировал», он может сказать сколько угодно слов, дав при этом 0 информации. Рекордное КбПД.
— Журналистам надо доверять, потому что мы служим клеем, который склеивает общество, — сказал редактор отдела расследований "Медузы" Алексей Ковалев. Сразу вспомнился кисель, который склеивает другую часть общества.
Еще, конечно, запомнилось то, что в первый день все курили собственные сигареты, а на второй около трети участников превратились в стрелков. Я считаю, это важная общественная проблема — люди, которые не могут рассчитать нужное им количество сигарет. Или им просто наплевать на других — тех, кто вынужден отстреливать им и специально приобретает больше, потому что ему неудобно отказать в силу воспитания 90-ми. Им наплевать, что тебе может не хватить самому; наплевать, если рядом с тобой стоит твой ребенок, который тоже может в любой момент захотеть покурить. А государство по-прежнему игнорирует эту проблему.
Закончили лекцией томского журналиста Сергея Лапенкова о том, как начинался «Бессмертный полк» и как его потом дублировали «Бессмертным полком России», чтобы проводить казенные акции с отчетами о количестве участников, сгонов бюджетников, ну и так далее, в лучших традициях российского чиновничества и парламентских политических партий.
«Полк» создавался как неполитическая акция, но в стране, где нет политики, удивительным образом все превращается в политическую акцию. Хочешь половить рыбу с друзьями — а твою самую большую щуку уже поймал Путин. Хочешь придумать нового Бога — а его только что придумал Чаплин. Решил отправить пострадавшим гуманитарную помощь — попал в «Единую Россию». В общем, если вы хотите делать что-то, полностью свободное от политики, становитесь депутатом.
А комаров в итоге было гораздо меньше, чем обещали, и меньше, чем в прошлом году. Кажется, Коми теряет свой туристический козырь.
Баркемп закончился дождем, но мы уже успели собраться и сесть в автобус. Дальше ничего особо интересного не было: возвращение в Сыктывкар и рядовая пьянка в "Револьт-центре", там такие каждый день. Отличное место. Еще там была интересная фотовыставка про северные города типа Ухты или Инты — как там правильно, июнь или июль? Красивые и стильные снимки мест, в которых вы не хотели бы оказаться.
А потом 11 часов до Йошкар-Олы, где обо мне уже начали волноваться продавцы в «Бристоле» и «Красно-белом».