Вот уже несколько лет жители Паранъгинского и Звениговского районов Марий Эл мучаются от экологических проблем, которые создают им два крупнейших агрохолдинга региона – "Птицефабрика Акашевская" и "Мясокомбинат Звениговский". Стоит отметить, что агрохолдинг "Акашево" является одним из главных спонсоров Единой России, а "Мясокомбинат Звениговский" (олигархическая семейка Казанковых) финансирует КПРФ.

В июне 2019 года жители деревень Котяминер, Помосъял, Обипамаш и Ильпанур Елеевского сельского поселения обратились с жалобами в Параньгинский районный комитет КПРФ. Люди оказались в эпицентре экологической катастрофы – нестерпимой удушливой вони и пугающего нашествия мух.

Двукрылые переносчики заразы не дают покоя ни людям, ни домашним животным. Они оккупируют дома, хозяйственные постройки, шевелящимся черным ковром покрывают кусты и грядки, с гулом взмывают вверх, когда по дороге проносятся машины.

По словам местных жителей, «фабрикой» мух и источником зловонья является свалка куриного помета с агрохолдинга «Птицефабрики Акашевская».

Свалка расположена на окраине деревни Котяминер на территории заброшенного животноводческого комплекса. Теперь это оживленное место: каждые 10 минут у руин бывших коровников с грузовиков сливается жидкий навоз. В результате образуются горы фекалий – рассадник миллионов летучих паразитов.

Кроме назойливых мух, селян беспокоит жуткая вонь. Дышать нормально можно, только когда ветер дует от деревни, а если зловонные ароматы несет в сторону населенного пункта, задыхаются все. Благополучие местного пруда и качество воды в колодцах – тоже сейчас вызывают сомнение. Люди думают, что пить воду, купаться и ловить рыбу теперь небезопасно.

«Проблема не только зловонная, но и злободневная, – говорит первый секретарь Параньгинского райкома Татьяна Мезина. – Существует она не первый год. Так, летом 2016-го мы уже выступали на стороне жителей Елеевского поселения – обращались в республиканское Управление Роспотребнадзора, природоохранную прокуратуру, давали комментарии средствам массовой информации. Думаю, благодаря совместным усилиям нам удалось тогда привлечь внимание общественности, надзорных служб – и в итоге решить этот вопрос. Горы навоза исчезли, а вместе с ними и мириады мух. Полагали, что навсегда… К тому же, у агрохолдинга поменялся собственник. Но ситуация вернулась, отодвинув на второй план безработицу, низкий уровень жизни населения, плохие дороги и другие проблемы Параньгинского района».

Местные жители скупают в округе весь дихлофос и, как ни странно, ждут наступления холодов, когда мухи исчезнут. Правда, только до следующей весны.

А в Звениговском районе Марий Эл простые жители страдают от деятельности, а точнее фекалий свиней главного спонсора КПРФ – олигарха Ивана Казанкова.'

В свою родную деревню Большое Шигаково Звениговского района Марий Эл Светлана Кузнецова возвращается каждое лето – проведать родителей и бабушку. Но в последние годы эти визиты омрачались неприглядной и дурно пахнущей картиной, которую можно наблюдать в некогда живописных окрестностях ее малой родины. Когда, наконец, терпение лопнуло, женщина обратилась за помощью к активистам Общероссийского народного фронта.

«МЫ НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ С ЭТИМ СДЕЛАТЬ»

− На землях вокруг моей родной деревни, по-видимому, утилизируют отходы Мясокомбината Звениговский (принадлежит олигархам Казанковым) − рассказала женщина. − Можно увидеть, что в поле вываливается навоз, все это соответствующе пахнет, а также засоряются водоемы, в том числе, пруд. Поэтому я в июне 2019 года и обратилась в ОНФ с просьбой вмешаться в ситуацию.

По мнению Светланы Кузнецовой, местные жители бояться могущественных олигархов Казанковых и смиренно переносят невзгоды экологической катастрофы, случившейся по вине свиных олигархов.

− Инфантильность населения нашего порой поражает. Они привыкли, что уже воду нельзя из колодца пить! Думают: ну ладно, дети привезут, или сами процедят. А у пожилых людей искать правды сил и энергии не хватает.

Жительница Большого Шигаково Маргарита Охотникова подтвердила, что действий они никаких не предпринимают из-за того, что бояться разозлить олигархическую семью Казанковых:

− Вы сами видите, что творится. Воду нам возят из Красногорска, сын приезжает и закупает на бачок. Так и живем. А кому жаловаться?! Хозяином агрохолдинга Мяскомбинат Звениговский является олигарх и депутат Госдумы Сергей Казанков! Мы ничего не можем с этим сделать.

В итоге за помощью жители Звениговского района обратились в региональное отделение Общероссийского народного фронта Владимира Путина. 7 июня 2019 года активисты ОНФ и представителями республиканских СМИ (в том числе правительственная газета «Марийской правды») выехал в Звениговский район.

Активисты ОНФ побывали в деревнях Яктерлюбал, Памаштур и Большое Шигаково Шелангерского сельского поселения, откуда и поступила жалоба на экологию. На месте убедились, что вода в деревенском колодце не вызывает никакого желания ее пить - хоть и без запаха, но грязная. Такая же ситуация и с водой в пруду: там плавают фекалии с агрохолдинга олигархов Казанковых. По мнению сельских жителей, от этого даже засохли деревья по берегам.

− Любой пруд в населенном пункте – это не только место, где можно рыбу ловить и брать воду для полива огородов. Это еще и противопожарный водоем, который специально очищался населением, чтобы быстро погасить очаг возгорания. А во что превратился наш пруд из-за фекалий с агрохолдинга Казанковых?! – негодуют сельские жители.

Но более ошеломляющая картина открылась в полях, куда сливают фекалии с агрохолдинга Казанковых. Даже дорога к ним была покрыта сухим навозом, а рядом находились целые кучи «удобрений». Запах стоял соответствующий, в воздухе летали рои мух.

Один из руководителей ОНФ в Марий Эл господин Севастъянов прокомментировал ситуацию с экологической катастрофой, которую устроила олигархическая семейка Казанковых:

Ощутили на себе в полной мере текущее состояние экологии на землях Казанковых, это и пересохшие пруды с засохшими кустарниками, и сливы с плотины из которых льется мутная пузырящаяся жижа, и многокилометровые стальные заборы, создающие ощущение резервации. Пруды окружают останки высохших берез, они уже мертвые.

Запах навоза, который стоит на полях и в населенных пунктах в тексте передать сложно, а вот табличка, которую повесили независимые экологи с выведенной красивым шрифтом надписью "Год экологии" встречает проходящих жителей и вереницы проезжающей груженой техники, создающей на разбитых деревенских дорогах пылевую завесу, которой дышат жители. Машины мясокомбината Звениговский циклично везут переработанные фекалии в поля.

Безусловно, олигархи Казанковы, должны задумываться не только о производственных проблемах, но и о том, какое воздействие они оказывают на природную среду. Комфорт работников, и тех, кто просто живет в этих местах, имеет немаловажное значение.

Сейчас мы сделали выезд, оценили ситуацию на месте и опасения местных жителей подтвердились. Действительно, здесь есть запах, и даже внешне можно увидеть загрязнение водоемов. В ближайшее время со стороны ОНФ будут направлены обращения в адрес контролирующих органов, в том числе, природоохранной прокуратуры, о проведении ими экспертиз и других проверок.

Мы все вместе не должны оставаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас. Должны поддерживать благие начинания и должны прямо говорить о проблемах. Кто бы эти проблемы не создавал: отдельные граждане, чиновники или бизнес-империи. 

Александр Фридом