Герой репортажа - Геннадий Ковалев, заместитель Председателя Совета Атаманов России, Руководитель Департамента Службы Казачьей Контрразведки, атаман НКО Уральское Казачество, региональный руководитель Фонда "Вымпел-честь", один из тех, кто всегда боролся за единство России, отстаивал единство канонической Православной Церкви, отстаивал интересы казаков даже в годы когда казачество было под запретом.
Всероссийское казачье войско. Бессмысленное и бесполезное
Посмотрел репортажи с Первого с Первого учредительного съезда в Москве. Оказывается, такой недавно прошел. "Делегаты из разных областей России". Вот это Всероссийский съезд! Может все же Российский? РФ пока не поделили на несколько Россий, к чему такие сепаратисткие намеки?
Характерен, кстати, выбор места — Москва. У читателя сразу ассоциация: Москва — московские казаки.
На фото знакомые все лица. Очень характерно, что репортаж с мероприятия широко не разошелся. Его можно увидеть только на паре чисто реестровых сайтов. Говорит это о том, что казачья тема казачества не востребована и даже организаторам съезда неинтересна. Могу сказать, что так оно и есть. Реестровые казачьи организации варятся в собственном соку. Практически все собравшиеся на конгрессе — активисты третьего ряда и чисто формальные атаманы.
Давно побитые возрастом и жизнью, не имеющие за собой ничего, кроме, в лучшем случае, свидетельства о регистрации какой-нибудь местной общественной организации со словом «казачья» в названии. Причем ни один из них не в состоянии вывести на мероприятие никого и зачастую держит флаг своей организации лично "Генерал казачества»! Атаман!"
Обществу участники съезда неизвестны и неинтересны. Какого-либо движения за ними как не было, так и нет. Именно поэтому, кстати, большинство их, мы не принимали в состав Совета Атаманов России. Ярмарка тщеславия, разноцветные значки и раздувание щек — не то, к чему казаки всегда стремились.
Реестровых организаций, созданных казаками, из казаков — нет. Реестровое начальство лишь бегало за уже созданными общинами казаков и постфактум «оказачивали» созданные не ими подразделения.
Особо умных «оказачили» ЧОПы, записали в казаки ничего не подозревающих сотрудников. Блестящий акт! Настоящие казаки, ничего не скажешь!
Срывая покровы
Численность большинства козачьих организаций в РФ обычно делается следующим образом. «Атаман» знакомится с каким-нибудь директором ЧОПа, принимает его в козаки в ходе очередной пьянки и сразу присваивает ему звание «есаула» или «казачьего полковника». А что? Обещает госзаказы на охрану и прочие блага. Сотрудники автоматически считаются «покозачеными». Чаще всего о том и не подозревая. Списки с данными и личные дела остаются на веки в Штабе, приумножая "мертвые души".
А в кабинете директора на стенке прописывается «патент» на казачье звание, в шкафу под стеклом — какой-нибудь «орден козацкой доблести». Зато Атаман себе может отныне приплюсовывать пару сотен «козаков» к своей организации. Одна проблема — знамя подержать на мероприятиях все так же некому… Забавно, как на «Больших Кругах» эти атаманы кичатся друг перед другом своими дутыми реестрами и важно кивают в ответ, прекрасно осознавая свою реальную силу и численность.
«Работа по воспитанию молодёжи» тоже проходит интересно. Школа (ПТУ) проводит какое-нибудь плановое мероприятие, военно-патриотические или спортивные соревнования. Вся работа по их организации лежит на преподавателях заведения, завучах, военруках. А на само мероприятие завуч или директор приглашает ближайшего знакомого «отамана», чтобы он постоял среди организаторов в пафосном костюме и вручил участникам соревнований, кроме грамот учебного заведения, еще и грамоты от «козачества». Впрочем, часто «генералы козачества» приходят даже без приглашения. Их никто не гонит. Вручением грамот и ограничивается их роль в патриотическом воспитании молодёжи. Детей им не доверяют. Зато потом, атаманы показывают фото с вручения грамот и радостно отчитываются о проделанной работе по патриотическому воспитанию молодёжи.
Ну и третье. Выезды к памятникам. В памятные даты компашка «реестровых», «атаманов» и «есаулов» выезжает к соответствующим памятникам — к любым тематическим объектам. Там они фотографируются, выпивают и награждают друг друга за описанные выше деяния. Иногда прямо на месте, скидываясь на изготовление новых «орденов» и «медалей»!
Человек, знакомый с принципами фалеристики, легко прочитывает все их «награды». Которые глубоко вторичны по отношению даже не к наградной системе Российской Империи и СССР, а к наградной системе казачества России. Эти кресты «козацкой славы», «доблести», «чести» и т.п., передранные с георгиевского креста без изменения формы, путем незначительной замены цветовой гаммы ленты, «звёзды героев» и другие блестяшки.
Забавно выглядят и козачьи организации, после переворота на Украине, все отметились сказать, мол, "у нас тут не Киев, не майдан, пусть только попробуют нацики сунуться в наш край!" После того, как все улеглось, властям они оказались не нужны. Хватает других хунвейбинов.
«Казаки выходного дня» и антуражные националисты
Возникает закономерный вопрос — есть ли в России реестровое казачество? Как сообщество, как сословие, этническая группа или общественное движение — нет, не существует. Большинство состоящих — «казаки выходного дня», казаки в последнюю очередь. Сначала — торговцы, крестьяне, преподаватели, военнослужащие, пенсионеры. А лишь в последнюю очередь — казаки. По выходным.
Казак — это казак. Совершенно необязательно ему быть в реестре. Хотя, многим головы задурили за 25 лет.
Наконец, казаки!
Сказать по правде, реестрового казачества в РФ. Но есть казаки. Конечно, их намного больше, чем лиц, имеющих удостоверения реестровых «казаков». Иногда они входят в существующие организации… небольшими вкраплениями. И занимаются воспитанием молодежи, защитой Православной веры, ведут казачье хозяйство. Правда, теперь, после появления реестра, им стало намного труднее.
Правильные казаки перестали публично объявлять о своей принадлежности. Ушли на дно. Не верят посулам реестровых атаманов.
Наиболее же доблестные сегодня сражаются за Веру и Правду. Кому надо — те знают, где.
Громко прозвучавшие примеры махания нагайками на митингах лицами, по случаю надевшими казачьи кубанки, меркнут перед беспримерной доблестью и героизмом настоящих казаков. На центральных площадях многих городов и посёлков не уменьшаются горы цветов перед досками памяти, с которых смотрят лица в кубанках. А юные девы не устают посвящать им стихи…
И если вам говорят про казаков: "И ни церковь, ни кабак, ничего не свято...", - все не так, ребята.
Валерий Розанов Руководитель Федеральной Службы Казачьей информации