«Неизвестные травят деревья в Северном лесу белым порошком?», «Воронежцы бьют тревогу из-за опасения за жизнь деревьев в Северном лесу!» - броские заголовки в интернете уже своим видом навевали мысли о чем-то ужасном и неотвратимом.  

Далее позволю себе привести цитату с сайта газеты «МоЁ!»: «Это уже ни в какие рамки! — пожаловался в редакцию местный житель Алексей. - 21 мая в районе 2 часов ночи были отчетливо слышны звуки сверления сосен Северного леса в районе дома по адресу улица Мордасовой, 9Б. На фото видны отверстия в живых соснах диаметром около 1,5 см и следы белого порошка. Просверлены практически все живые сосны! Уже есть целая проплешина сухостоя, который в 2017 году еще был зеленой! Видимо, строить дома и продавать квартиры - это и есть приоритет... жалко лес. На фотографиях, присланных в редакцию видны маленькие просверленные дырочки в деревьях. Внутри — что-то белое».

Далее последовало интервью с агрономом, в котором говорилось о возможности уничтожения деревьев через введение смертоносных инъекций. Подобным образом в лесном хозяйстве борются с породами — сорняками. Однако способ этот недешевый и применяется довольно редко.

Подобная информация вызывала одновременно и скептицизм, и тревогу. История с Северным лесом имела в нашем городе большой резонанс. Напомним, об опасности, нависшей над Северным лесом, общественники говорят уже несколько лет. Проблема этой территории состоит в том, что она является спорной: земля на ней частная — принадлежит компании «Аксиома», а деревья на ней - областные.

Запутанная ситуация образовалась в 2014 году, когда на лес, находившийся в частной собственности, решением тогдашнего губернатора Алексея Гордеева, наложили статус особо охраняемой природной территории (природного парка), чтобы там невозможно было построить новое жилье. Таким образом, лес стал государственным, а земля осталась в частной собственности. С тех пор областные власти ведут с застройщиком переговоры, пытаясь предложить ему альтернативные участки, вместо Северного леса. Но до сих пор подходящих вариантов не нашлось.

В 2018 году Северный лес вошел в состав «зеленого пояса» Воронежской области. Но и этот статус не может на 100% гарантировать ему безопасность. Теоретически, на землях "зеленого пояса" возможно строительство, если проект пройдет процедуру согласования с региональным департаментом природных ресурсов и экологии, а также соответствующую экспертизу. После того, как кусок "зеленого пояса" уйдет под застройку, областные власти обязаны будут включить в него какую-то новую территорию.

Такова была полученная из интернета информация. Студенты, члены Дружины охраны природы Воронежского педагогического университета решили прояснить информацию т. с. на месте, осмотрев поврежденные деревья и поговорив с местными жителями. Им и передаю слово.

- Мы увидели несколько сотен деревьев с просверленными, а скорее с пробитыми керном отверстиями где-то на уровне груди. Сверлили явно не один день и даже не одну неделю. Все деревья размещены вдоль троп. Мы чуть прошли вглубь леса и деревьев с просверленными отверстиями уже не обнаружили. В отверстиях не обнаружено никаких следов «белого порошка», равно и какого-либо другого подозрительного вещества. Правда многие отверстия уже заполнены сосновой смолой. Может, ее приняли за «белый порошок»? Не обнаружено и следов сверления (опилок и т. д.). Поэтому мы и решили, что деревья пробивали чем-то типа керна. Это довольно трудоемкий способ для уничтожения деревьев! Куда проще было бы окарить или ввести инъекцию препарата при помощи специального шприца!

Еще в районе улицы Мордасовой мы обнаружили довольно большой практически прямоугольный участок, где пронумеровано более тысячи деревьев, причем как здоровые, так и усохшие. Это действительно похоже на постоянную пробную площадку для мониторинга санитарного состояния древостоя.

С местными жителями поговорить не удалось. Мы видели несколько пьющих компаний в лесу, разговаривать с которыми что-то не захотелось! В лесу много кострищ и следов от мангалов. А ведь сейчас идет особый пожароопасный период!

Все полученные данные я передал сотрудникам Департамента природных ресурсов и получил следующий ответ: «ВГЛТУ (а точнее, лесопатологи ВНИИЛГИС) должны были проводить лесопатологическое обследование деревьев». Вроде бы все прояснилось, но ряд вопросов оставались неясными. Например, зачем потребовалось сверлить деревья в таком количестве? И почему только вдоль троп? И почему ночью? Хотя последнее обстоятельство уже вызывало у нас определенные сомнения!

Обратился с вопросом к профессору ВГЛТУ (лесотехнического университета) и вот такой ответ получил: «Судя по номерам на усохших деревьях это действительно похоже на ЛПО (лесопатологическое обследование), но для чего бурить деревья? Обычно так определяют возраст, но зачем в таком количестве? Возможно, что определяют живое дерево или нет? Но способ, мягко говоря, странный… Мы делали там детальное ЛПО в 2017, в 2018 были проведены уходные работы, кто и что конкретно делает сейчас - не в курсе. Я так понял, что обследование проводит Центр защиты леса Воронежской области, они с ВНИИЛГиС в одном здании».

В общем, ситуация, как нам сначала показалось, несколько прояснилась, но явно не до конца. Информацию мы передали общественникам, членам инициативной группы «Спасем Северный лес!». Думаю, будет нелишним сделать запрос в Центр защиты леса. Непонятные моменты необходимо прояснить до конца!

Уже после того, как я написал этот текст, поступила дополнительная информация. Студенты проверили еще раз просверленные деревья и пришли к следующим выводам. «Бурили специальным винтовым сверлом по дереву, стружка есть, характерная. Мы зашли потом в магазин инструментов, сравнили стружку со сверлом. Все сходится, сверлили под углом к стволу, но следов порошка мы не нашли.

Похоже, это, действительно, вредительство со стороны непознанных лиц. Сверлили ночью, идти в темноте вглубь леса не решились. Причем сверлили в несколько этапов, это видно по дыркам. Зачем сверлили? Пока непонятно».

По результатам нашей проверки пока напрашиваются следующие предположения.

1. Сверление деревьев — результат какого-то нового метода исследования жизнеспособности деревьев. Правда, метод несколько странный. И опять же непонятно, почему сверлили ночью и в таком количестве.

2. Сверление деревьев — чье-то осознанное вредительство. Тогда сверление ночью вполне объяснимо. При этом вредители явно действовали каждый раз второпях, но несколько раз, вероятно стремясь повредить возможно большее количество деревьев.

Оригинал