Мировоззрение, как и все, что в нас формируется естественным образом, существует для того, чтобы содействовать выживанию: человеческой особи и приютившей ее человеческой популяции. Мировоззрение содействует нашему выживанию (применительно к «цивилизованным странам» - «достойному существованию»), так сказать, «идеологически», вооружая нас «правильными», жизнеспособными ценностями и представлениями о мире.
Всегда бросаются в глаза люди с явно «нежизнеспособными» мировоззрениями, идеями, желаниями - всевозможные нонконформисты и инакомыслящие. Да, с общепринятой точки зрения, их «картины мира» очень неудобны и даже вредны для «нормальной» человеческой жизни. Но, во-первых, инаковые, «не от мира сего» люди живут в рамках собственных представлений о норме, а, во-вторых, за их «нежизнеспособными» мировоззрениями стоит иного рода польза – польза для популяции, сообщества в целом. Продукты их мышления предназначены либо для очень специальных, узких и, как правило, рисковых общественных ниш (инновации, благотворительность, правда, лидерство), либо своей инаковостью они создают своего рода «общественный банк социальных мутаций», который может пригодиться вмещающей человеческой популяции, если она столкнется с необходимостью «срочно измениться». Без нонконформистов и инакомыслящих невозможен «социальный естественный отбор», без их «уродств» невозможно приспособление общества к изменениям в условиях существования.
По своему опыту: примерно один из каждых пяти «городских сумасшедших» предлагает высокоэффективные, креативные идеи. Контрагенту только надо включить внимание и потратить время на «раскопки». Я, например, пропустил несколько отменных «сумасшедших идей» - интуиция не помогла, слишком высока была предвзятость. Но, главное, я был убежден, что сам справлюсь, мне не были нужны другие рецепты, собственных хватало. В итоге мои рецепты оказались бесперспективными, хотя и жутко профессиональными, а чудики оказывались «на коне».
Но все-таки – один из пяти. Поэтому надо мной не висит долг позитивно реагировать на любого инакомыслящего фрика. Надо мной висит понимание – они не враги и могут пригодиться.
И еще очень важно уметь отличать людей «не от мира сего» от людей душевно больных, от реальных шизофреников и параноиков. «Осенние и весенние обострения» в приемной Пермской гражданской палаты – это реальность.