В Екатеринбурге еще нет такого количества храмов, как в Москве, где они натыканы на каждом шагу, особенно в центре. Вид современной столицы около Кремля вообще рассчитан на демонстрацию могущества и роскоши, созданного национальными талантами чиновников и духовенства, с генами впитавших пиетет перед византийской традицией. Среди исторических зданий, музеев и посольств освоен каждый пространственный сектор. Шаг ступил → церковь, если не церковь — церковная лавка, примыкающая к ресторану, если не лавка — памятник святому возле бара, если не памятник — то живой прихожанин, просящий подаяние на нужды церкви. Из динамиков слышны то молитвы, то ритмы зарубежной эстрады, разбавляемые колокольным звоном. Стоимость обеда в самом доступном кафе чуть уступает МРОТ россиянина. Видимо, потому (для удобства) меню вывешены у входа. Посмотрел, сглотнул слюну и пошел окормляться духовно. Удивительное соседство духовной и физической пищи. 

Противостояние в главном городе Урала вокруг строительства собора святой великомученицы Екатерины на месте ухоженного и любимого горожанами сквера вызвано отсутствием такого умиротворяющего сочетания. Здесь еще сохранились языческие настроения поклонения живой природе и чистому воздуху. Сквер был подарен жителям в честь 275-летнего юбилея города, и в этом акте звучали атеистические или в какой-то мере даже большевистские ноты. За четверть века страна прошла большой путь в средневековье с его феодальным правом, сословиями, замками баронов и господством антинаучного религиозного сознания. Она обнаружила потерянную при Советах дорогу к храму и ринулась по ней, сметая все на своем пути. 

Сегодня военачальник не примет парад, не помолясь. Футболист не выйдет на замену, не перекрестившись. Банкир не ссудит без исповеди. Вор не отберет последнюю рубашку, не осенив себя крестным знамением. Развал национальной промышленности, непомерный рост поборов, повышение сроков президентских полномочий и пенсионного возраста, все прочие достижения власти осуществлялись под православно-патриотические мотивы. Потому, конечно, и отъем у горожан подаренного сквера в Екатеринбурге начался с крестных ходов и молебнов. С истинно христианским смирением крепкая братия из клубов рукопашного боя поколачивала безбожников, противящихся свету. Злые языки сравнили ее со штурмовыми отрядами, но нет! — это же своеобразный монашеский орден при горно-металлургическом комбинате, финансирующем не только строительство церкви, но и подобные духовные практики. 

На месте уничтоженного сквера в центре города должны появиться золотые купола, как подарок к 300-летию Екатеринбурга. Довеском к ним, как выяснили дотошные журналисты, станет элитная жилая застройка - комплекс River House высотой 30 этажей с фитнес-центром, коммерческими помещениями и парковкой. Это потребует сноса всего лишь нескольких объектов культурного наследия безбожной советской эпохи, вроде домов совторгслужащих, Мишиных и Петровых — кому они нужны в духовно преображенной России?! Только «бесам», как назвал защитников сквера один из рупоров нынешней телеимперии Соловьев, что переживают из-за пары сотен деревьев. Только бесы могут противиться очистившимся в великий пост чиновникам, родившим тогда же такую благочестивую мысль в продолжение духовного возрождения. Ну а то, что о себе не забывают... Бог простит! 

Воистину идиллическую картину подпортил президент. В стране миллионов чиновников только ему вдруг понадобилось сказать, что спорящим сторонам неплохо бы договориться, что неплохо опрос какой-никакой провести. Только накануне его пресс-секретарь порадовал одухотворенных граждан вестью, что смутьянов законно бить странствующим ОМОНом, а тут такой конфуз. Городские власти сразу засуетились: «Да, да, опрос!». Строительство приостановлено. Надо полагать, ненадолго — «глубинный народ» произнесет свое веское слово, а если рискнет заблуждаться, то духовные и светские отцы его поправят. 

...Отчего-то посещает меня крамольная мысль, прости господи. Гложет сомнение, что если не к 325-летию, то к 350-летию на этом месте, сил света и тьмы снова может оказаться очередной подарок. Например, бассейн. А вот кто каждый новый раз побеждает — свет или тьма — разобраться уже практически невозможно.

Оригинал