На протяжении последних трех-четырех лет День Победы все больше становится Днем моей личной Памяти. И дело не только в том, что на официальных праздничных шествиях практически не осталось реальных участников Великой Отечественной. В конце концов их с полным правом заменили их дети и внуки, в колоннах "Бессмертного полка", с гордостью несущие портреты своих родных - воинов той страшной войны.
Вспоминается, что при жизни моего отца, отвоевавшего три с половиной года в пехоте, праздничные гулянья были радостными, а застолье во всех отношениях оправданным продолжением праздника всеобщей Победы. Сегодня этого ощущения радости уже нет. И не потому, что ушел живой свидетель и участник войны. Отец умер в 1997-м, на семь лет его пережила мама, но и после их смерти всякий раз 9 Мая, куда бы ни забрасывала судьба, меня переполняло необыкновенное чувство единства с миллионами людей, судьбы которых война прочно связала с судьбой всей страны.
Второй год и этого чувства единства я в себе найти не могу. И, кажется, начинаю понимать почему.
Много лет назад, когда СССР разваливался, а новая Россия еще только формировалась, у нас с отцом состоялся непростой разговор. Человек оптимистичный, артистичный, с прекрасным чувством юмора, он как-то вдруг погас. На его глазах все, что составляло стержень его существования, за что он и его сотоварищи отдавали здоровье и жизни на фронтах, что давало силы выжившим поднимать страну из руин, преодолевать болезни и прочие послевоенные трудности, начало превращаться в прах.
Мне пришлось приложить тогда немало усилий, чтобы убедить его в правильности и чистоте прожитой им жизни. Я напомнил, скольких он детей выучил хорошему. Сколько из них стали офицерами, поступив с его подачи в военные училища. Сколько оставшихся гражданскими вспоминают его добрым словом и рассказывают детям о том, у какого замечательного Учителя им посчастливилось учиться. И, конечно, в какой Войне и какого врага таким солдатам, как он, удалось победить. Спасти страну и ее народы от смертельной оккупации.
Смерть отца я переживал очень тяжело. Мне тогда казалось, что еще лет 15 он имел право пожить. Чтобы увидеть, как расцветет наша страна, наша новая Россия. Как все, ради чего он жил, воевал и учил детей, обретет реальность и окажется много лучше того, о чем мечтали советские люди в послевоенные годы.
Совсем недавно я понял, что имей я 22 года назад волшебную возможность продлить годы жизни отца и знай о том, куда зайдет Россия сегодня, я бы этой возможностью не воспользовался.
Потому что сегодня среди тех, кто идет во главе праздничных колонн на 9 Мая, с каждым годом все больше таких, против кого воевал на войне мой отец. Оккупантов. Врагов Отечества, отбирающих у народа все - свободу, мораль, человеческое достоинство. А главное - надежду на лучшую жизнь.
Вот почему в этом году я не пойду даже в колонне "Бессмертного полка". Потому что и его постепенно превращают в агитационный ресурс "новых оккупантов".
Дома с родными отмечу День Победы, к которому многие нынешние властители имеют отношение только в качестве преемников побежденных в 1945 году гитлеровцев.
Извините, если кого обидел ненароком...
На фото - 1972 год. Малоярославецкий район. Группа участников похода по местам боевой славы. Слева направо - мой друг Женька Челноков, потом я. Остальных не вспомню, они были из другой школы.
Руководил походом мой отец, Черников Алексей Алексеевич, в числе оставшихся от батальона 29 бойцов, освобождавший Малоярославец ранним утром 2 января 1942 года. Он же фотограф.
А это фото - 1979 год. Отец и я, получивший отпуск за высокие показатели в боевой и политической подготовке ))