Еще в воспоминаниях многомиллионные первомайские демонстрации во всех городах и поселках бывшего СССР, еще в памяти людей среднего и пожилого возраста добровольно-принудительные митинги 1 мая, красные флаги, портреты и лозунги… Но в СССР пришел капитализм и на митинги и демонстрации первого мая люди стали без принуждения приходить, проявляя свою солидарность с рабочими всего мира, демонстрируя свою волю, и заявлять о своих правах и правах трудящихся. Пытаясь узнать, как планируется отметить день 1 мая и как он прошел в некоторых республиках бывшего СССР Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» в крупнейшей социальной сети «Фейсбук» в режиме арцахлайн, провел виртуальную пресс-конференцию со сторонниками левого движения России, Кыргызстана и Украины.
На вопросы членов Виртуального Клуба отвечали: журналист Дмитрий Галкин (Россия), активист общественной организации "Социальный рух" Захар Попович (Украина), активный член Партии Коммунистов Кыргызстана Амантур Манапбаев (Кыргызстан).
Как и всегда, открыл виртуальную пресс-конференцию руководитель Клуба Арам Аствацатуров, задавший первый вопрос Дмитрию Галкину:
Дмитрий, здравствуйте и благодарю за принятое приглашение. 1 мая - праздник для кого и не праздник для кого?
Дмитрий Галкин: 1 мая, на мой взгляд, - праздник для всех наемных работников и самозанятых, а также тех, кто выступает за улучшение их положения и реализацию их социальных и гражданских прав.
Арам Аствацатуров: Амантур, здравствуйте... Не считаете ли вы, что празднование 1 мая - это уже архаизм?
Амантур Манапбаев: Здравствуйте, спасибо за вопрос. Если исходить от временного аспекта понятия архаизма, то в мире есть праздники более древнее. К примеру, кыргызский народ ежегодно 21 марта отмечает праздник Нооруз. Эту знаменательную дату наш народ празднует в течение пяти тысяч лет. Следовательно, для нашего народа День международной солидарности трудящихся относительно новый праздник. Более того, хочу отметить, что с каждым годом становится все актуальнее протестный характер Первомая.
Как известно, в СССР Первомай был праздником рабочих, которые, согласно Ленину, в этот день праздновали: "Свое пробуждение к свету и знанию, свое объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, за социалистическое устройство общества". Ныне же, с учетом изменившихся исторических обстоятельств, Первомая становится вновь символом борьбы трудящихся за свои права.
Ольга Бархатова: Амантур, как в Кыргызстане граждане относятся к празднованию Первомая и что он означает?
Амантур Манапбаев: Ольга, спасибо за вопрос. К сожалению, после распада СССР во многих странах постсоветского пространства, в том числе и в Кыргызстане, началась пропагандистская кампания по искажению смыслового значения всех знаменательных дат, связанных с советским периодом развития. В Кыргызстане только за последние три года имели место быть три попытки искажения исторического значения знаменательных дат. А день Великой Октябрьской социалистической революции вовсе был упразднен указом Президента КР от 26 октября 2017 года. Считаю подобные действия властей недопустимыми. Так как кыргызский народ в большинстве своем имеет позитивное отношение к этим историческим событиям.
Арам Аствацатуров: Дмитрий, на Украине идет процесс декоммунизации. И это осуждается в российских официальных кругах и СМИ. Но превращение в России праздника солидарности трудящихся в праздник Весны и Труда тоже ведь акт декоммунизации. Как вы прокомментируете такую трансформацию названия и суть праздника 1 мая?
Дмитрий Галкин: во всех постсоветских государствах идут схожие процессы, которые, разумеется, различаются в зависимости от культурных особенностей и установившегося политического строя, но совпадают по своей направленности: снижение уровня социальных гарантий и создание препятствий для политической активности наемных работников. Эти процессы требуют какого-то идеологического прикрытия, поскольку правящий класс не может прямо объявить обществу о своих намерениях. В Украине в качестве такого прикрытия используется концепция декоммунизации, а в России - идеализация дореволюционной действительности и культ Сталина.
Арам Аствацатуров: уважаемый Захар, готовы ли активисты левых движений Украины перейти в наступление и более агрессивно проводить день первого мая?
Захар Попович: Арам, здравствуйте! Агрессивность не всегда может быть мерой радикальности, решительности и, главное эффективности и последовательности в борьбе рабочих за свои трудовые права. Например, завтра в Кривом роге пройдет марш независимых профсоюзов горняков и металлургов с требованием повышения заработной платы, в противном случае профсоюзы угрожают забастовкой. Надеюсь, что работодатели пойдут на уступки и до проявлений агрессии дело не дойдет.
Кристина Арефьева: Дмитрий, как в Москве и в общем в России организации левых движений планируют проводить 1 Мая?
Дмитрий Галкин: В этом отношении существующая практика не отличается от той, что существовала 100 лет назад. Левые проведут демонстрации под социальными лозунгами, а в некоторых организациях пройдут "маевки", - группы активистов отправятся на политически окрашенные пикники. Но подобная традиционность, что называется, не от хорошей жизни. В России не существует влиятельных профсоюзов, которые были бы готовы взаимодействовать с левыми, поэтому какие-то крупные совместные акции с профсоюзами принципиально невозможны. Еще более важная проблема заключается в том, что значительная часть российских профсоюзов контролируется властными структурами или работодателями. А потому они стремятся всеми силами лишить праздник Первого мая социального содержания и превратить Первомайскую демонстрацию в прогулку с флажками и бумажными цветами.
Арам Аствацатуров: Дмитрий, в современной жизни 1 мая крайне неудачный день, люди заняты отдыхом или работой на дачах. Может быть пора всем тем, кто имеет отношение к этому движению выбрать новый день в году?
Дмитрий Галкин: 1 мая - важный день для международного рабочего движения и то, что он остается государственным праздником позволяет российским трудящимся, хотя бы на формальном уровне, сохранить связь с левыми организациями и профсоюзными объединениями других стран. У нас есть возможность хотя бы раз в году почувствовать, что Россия с точки зрения своего социально-экономического и политического строя не является уникальной, и те проблемы, с которыми сталкиваются российские граждане, волную людей и в других странах. Если 1 мая отменить или перенести, эта возможность будет утрачена.
Арам Аствацатуров: Амантур, все таки 1 мая это праздник или день массового заявления рабочими своих прав и протестом против нещадной эксплуатации?
Амантур Манапбаев: праздник был в советское время. А в период капиталистализма при котором мы живем что праздновать рабочим? Свое нищенское положение? Поэтому, в сегодняшние дни, вновь становится актуальным воспринимать 1 мая, как символ борьбы трудящихся за свои права.
Амантур Манапбаев
Захар Попович
Дмитрий Галкин
Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль»,
Facebook, апрель 2019 год.
По всем вопросам, предложениям можно обращаться через электронную почту
klubvirtual@mail.ru