Сегодня Европейский суд по правам человека вынес решение по моему «сдвоенному» делу, события которого произошли в 2015 году. После ареста руководства республики я подал заявку на коллективный пикет возле Стефановской площади, получил отказ, а затем мои посты и страница ВК были заблокированы по требованию прокурорских и Роскомпозора. Все эти действия власти были обжалованы в судебном порядке, по всем был получен отказ в удовлетворении требований. При помощи юриста Эрнеста Мезака были направлены жалобы в ЕСПЧ, который на удивление быстро принял эти дела в производство (по одной жалобе процесс рассмотрения начался уже через пару недель после ее получения). И вот результат — внушительная победа. Это первое решение ЕСПЧ о блокировке информации в России.
Европейский суд — не панацея. Он не может восстановить справедливость, даже приняв решение в твою пользу. Но он может компенсировать те неприятности, которые доставляет государство, вмешиваясь в общественную и частную жизнь граждан. Конечно, я бы предпочел, чтобы гражданские права и свободы не попирались, и их можно было бы защитить и отстоять в нашей стране, а не где-то там далеко в Европе. Права и свободы важнее денег, потому что отнять деньги у бесправных все равно просто. Повышение налогов, сборов, тарифов и даже пенсионного возраста — тому подтверждение.
Еще отмечу, что первая наша жалоба в ЕСПЧ (жалоба по выборам 2011 года, когда протоколы были просто переписаны в интересах ЕдРа) была отклонена, поскольку Европейский суд счел нарушение слишком мелким, чтобы тратить на него время и выносить какое-то решение. Хотя именно лишение избирательного права — стартовая точка всего дальнейшего беспредела власти. Еще раз повторю, ЕСПЧ — не панацея. Это лишь суд, который принимает решения, основываясь на фактах и своем мнении. Все равно шансы выиграть «там» у государства несравненно выше (интересно, во сколько раз?), чем здесь.
И даже если Россия вдруг откажется выплачивать компенсацию по этим делам, то все равно суд по правам человека останется инстанцией, которая будет фиксировать правоту граждан, защищать их честь и достоинство. Ведь и реабилитация репрессированных имела огромное значение в большей степени не для самих пострадавших (многие были уже мертвы), но для их родных и всей страны в целом.
Но мне кажется, что демонстративные речи о выходе России из Совета Европы и последующий (почему-то?!) отказ РФ от признания решений ЕСПЧ ведутся специально, чтобы сбить волну жалоб на нарушения прав человека. «Ничего нельзя изменить», — эта концепция максимально губительна для общества и является основным психологическим «редутом» государства. А изменить можно, это реально и не требует каких-то нечеловеческих усилий. Просто на это нужно время (иногда много) и систематическая работа. И результат обязательно будет.
В первую очередь обращаюсь к жителям Архангельской области, протестующим против свалки московского мусора на Шиесе. Решение по моему делу, где отказ в проведении массового мероприятия и последующая блокировка информации в интернете связаны между собой, позволит вам рассчитывать на более быстрое рассмотрение ваших жалоб в ЕСПЧ. Надеюсь, что и у вас найдется юрист, который сможет оформить жалобу для Страсбургского суда.
«Желаю вам удачи в грядущих войнах» (с).