18 апреля состоялось LVI заседание Воронежского клуба политологов. Своё видение темы «Гражданский активизм и публичная политика в России» представил главный научный сотрудник отдела исследований социально-политических отношений Института социологии Российской академии наук, доктор социологических наук Л.И. Никовская.

По наблюдениям эксперта, современное общество (в том числе - российское) вступает в фазу «текучей неопределенности» (З. Бауман) и усложнения. Социум приобретает черты сетевой структуры, для которой характерно усиление горизонтальных связей и горизонтальной мобильности. Новое общественное состояние формирует объективный фундамент для роста гражданской активности. В российском обществе гражданская активность обладает некоторыми специфическими чертами.

Большинство россиян остаются носителями специфических лево-патерналистских идей: поддерживают необходимость государственной заботы о гражданах, но без традиционной левой общественной солидарности и готовности к коллективному действию. Объединяющей идеей для большинства остается «державность», понимаемая как экономически процветающие и привлекательное государство, без признаков репрессий и давления во внутренней и внешней политике. При этом, большинство респондентов опросов Института социологии заявили об отсутствии у них идеологических предпочтений: 43% - не придерживаются никаких идеологий, 22% - затруднились определиться с ответом, 5% - «либералы», 8% - «коммунисты», 6% - «социал-демократы», 6% - сторонники «особого пути России». Одновременно социолог фиксирует робкое формирование общественного запроса на демократизацию институтов и практик. Объективными стимулами, усиливающими демократический тренд, являются: 1) поколенческий сдвиг: взросление нового поколения, не знавшего советских практик; 2) увеличение городского среднего класса до 70% («самодостаточные» М. Горшков) и относительное снижение сторонников патернализма; 3) цифровизация и распространение сетевых практик в экономике, управлении, бытовой жизни. 

Ядром активного гражданского общества являются только 1/4 граждан, активность остальных – циклична, зависит от совпадения множества факторов. К тому же, только 27% уверены, что могут влиять на власть, против 73% - неуверенных в этом. Объектом активности граждан в настоящее время становится локальный уровень, защита своих личных, утилитарных интересов. 

Главным нашим препятствием на пути к демократическим практикам являются не постсоветские граждане, а элиты, не мыслящие будущего страны в демократической модели. Элиты заинтересованы в воссоздании личных клиентел и вертикализации общественных связей, сохранении лишь электоральной активности граждан. «Геополитический пендель» заставил элиты искать внутренние ресурсы для развития, стимулирования сетевых элементов управления. Поэтому, преодолевая сопротивление элит, публичная политика и делиберативные практики набирают популярность, а многообразие общественных интересов и запросов становится мощным ресурсом развития.

В сравнении с другими регионами, Воронежская область находится в середине по уровню гражданского участия и общественного влияния (опережая Санкт-Петербург), но замыкает рейтинг по уровню электорального участия. 

Отвечая на вопросы, Л. Никовская зафиксировала некоторые тренды государственно-общественного взаимодействия. Противоречивые факторы и конфликтующие субъекты толкают нашу систему в разных направлениях: с одной стороны Российская общественная инициатива, территориальное общественно самоуправление, с другой – отмена прямых выборов, ограничения критики в «суверенном/надежном» Интернете. Правящий класс стремится к максимальной регламентации общественного сектора, видя в нём потенциальную угрозу себе и всей вертикальной конструкции. Чрезмерная регламентация затрудняет деятельность НКО и провоцирует их на нарушения правил. Молодые активные люди не проявляют себя в политических партиях, прагматично реализуя свои идеи в социальных проектах и волонтёрском движении. Обилие государственных грантов для НКО должно убедить окружающих в интересе власти к некоммерческому сектору. Однако, государство не создает гибких институтов соучастия людей в управлении, справедливо считая гражданский сектор пока не готовым к осуществлению эффективного управления. Эксперт не ожидает возрастания протестных движений, т.к. недовольная или неудовлетворенная молодежь имеет возможность выезда из страны (по данным социологических опросов 43% молодежи готовы покинуть страну), а остальное общество сосредоточено на выживании. 

Крупные сегменты общества разочаровались в национальном лидере, который не остановил давление групп интересов и поддержал пенсионную реформу 2018 г., экономическая потребность в которой отпала из-за высоких цен на нефть. Но пенсионная тема ещё актуализируется усилиями оппозиционных политиков. Правящий класс навязывает дискурс «военного положения» и необходимость контроля за общественными процессами. Хотя горизонтальные связи сами по себе являются надежным инструментом повышения обороноспособности страны. 

Тема публичной политики не закрыта, т.к. изменения и формирование новых практик происходит прямо сейчас, на наших глазах. Продолжаем наблюдать и участвовать…

Оригинал