Это здание на перекрестке улиц Панчука и Энгельса заинтересовало меня еще много лет назад, когда я методично фотографировала орловские деревянные домики «для себя» и «для истории». На перекрестке мое внимание привлекло сразу несколько домов. Два из них по улице Энгельса. Первый, дом №38, с ажурным карнизом, фризом и навершиями наличников, напоминающими морскую раковину с расходящимися от нее волнами. И расположенный по диагонали от него №36, с убранством из рельефных пирамидок. Но даже на их фоне больше всего привлек меня именно дом №55 по улице Панчука.

У него замечательные наличники с рублеными полуколоннами по бокам, фриз и карниз с цветочными мотивами и фронтон с мотивом волны, очень характерным для Орла и напоминающим о его прошлом речного порта.

А вот слуховое окно этого здания в форме домика-теремка, украшавшее дом с двух сторон, для Орла, наоборот, большая редкость.

Но не только окно-теремок делало этот дом необычным и заставляло надолго остановиться у его стен. А еще и то, что при ближайшем рассмотрении оказывалось, что это не один дом, а два.

Подходя со стороны улицы Панчука, в первый раз я не сразу заметила промежуток в крыше вроде бы единого здания. А заметив, сперва приняла его за архитектурную причуду — в едином здании такая странная «двухчастная» крыша. Но потом заметила сливающийся со стенами деревянный забор с небольшой калиткой, маскировавший проход между домами. С улицы казалось, что ширина этого прохода не больше полуметра — вдвоем не разойтись, мебель крупную не пронести.

Неужели так и было задумано? Или единый дом разделили уже позже, в буквальном смысле распилив его пополам? Загадка.

На современных картах кажущийся единым дом обозначен как два разных — №55 и №55а. Но это ситуацию не проясняет, а только запутывает. Стали бы давать почти одинаковые номера домам, будь они отдельными зданиями изначально? В таких случаях зашедшие в тупик исследователи обычно сожалеют: как жаль, что здания не могут говорить, сколько интересного они могли бы поведать... Однако замечание это не совсем справедливо. Старые дома, бывает, рассказывают удивительные истории, но часто совсем не те, что хотели о них услышать. Так вышло у меня и с этим зданием на улице Панчука.

Поводом для возобновления интереса к домам стало то, что дальнюю от перекрестка часть (ту, что №55 без добавок и литер) полностью реконструировали — надстроили второй этаж и зашили фасад пластиком.

Теперь эти два дома уже никак не примешь за один. Обнаружив это и захотев напоследок узнать, насколько законно такое безобразие, я решила проверить, нет ли здания в списках памятников истории и архитектуры. Оказалось, что дом №55 — памятник истории регионального значения и в реестре обозначен как «Дом, в котором жил востоковед, академик Конрад Николай Иосифович».

Вот так бывает — ждешь от дома истории про персонажей Лескова или Андреева — наследников купца, не поделивших дом, или завистливых соседей, построивших одинаковые дома впритык друг к другу... А он открывает перед тобой одну из забытых страниц орловского образования. Историю о первой и неудачной попытке создать в Орле университет.

Впервые идея создания в Орле высшего учебного заведения появилась в не самый подходящий момент — в разгар первой мировой, на пороге больших потрясений — в 1916–1917 годах. Тогда по инициативе горожан была создана «комиссия по устройству народного университета-политехникума». Снова к вопросу создания университета пришли уже новые власти города в 1918 году. 31 октября 1918 года был создан Орловский пролетарский университет имени В. И. Ленина. За короткий период своего существования университет неоднократно менял свое название и видоизменялся. В 1920 году он был слит с Институтом народного образования и стал просто Орловским государственным университетом. В 1921 году он был преобразован в Высший педагогический институт. Но и это заведение долго не просуществовало. 15 ноября 1922 года Орловский педагогический институт был закрыт. Студенты были переведены в другие вузы и техникумы, а педагоги перешли на работу в Орловский педагогический и механико-строительный техникум. Впрочем, уже менее чем через 10 лет идея высшего учебного заведения на Орловщине получила новый импульс. В 1931 году в Орле был открыт индустриально-педагогический институт. От него ведет свою историю современный ОГУ. Однако, несмотря на сходство названий, к своему тезке и предшественнику из 1920-х годов отношение сложное. Датой основания нынешнего ОГУ считают 1931 год.

Дополнительную путаницу создает и то, что академик Николай Иосифович Конрад, бывший ректором первого университета, числится в списке ректоров уже современного ОГУ задолго до его формальной даты основания…

Нельзя не отметить, что создать в Орле университет позволило в том числе и то, что в городе после 1917 года жили и работали ученые с мировым именем. Среди педагогов первого Орловского университета были: палеоботаник М. Д. Залеский, эпидемиолог, наладивший в Орле начала ХХ века производство вакцины от оспы, С. К. Живописцев, доктор всеобщей истории, член Пражской академии наук А. Н. Ясинский, преподававший ранее в Киевском политехническом институте и Берлинской сельскохозяйственной академии профессор А. Г. Платон. Местным уроженцем был и ректор университета Николай Иосифович Конрад — впоследствии известный советский востоковед, специалист по китайскому и японскому языкам, академик АН СССР, а тогда молодой ученый. В новообразованный университет он приехал в 1919 году в возрасте 28 лет, завершив собственное образование и многолетнюю стажировку в Японии. Конрад преподавал и занимал должность ректора почти до самого закрытия университета в 1922-м. Однако связи Конрада с Орлом были глубже, чем короткий, но яркий период работы в Орловском университете. О том, что еще связывало ученого с нашим городом, мне хотелось бы рассказать подробнее, вновь вернувшись к истории здания на улице Панчука, №55 и другим адресам Конрада в Орле.
А реконструкция дома-памятника, как и предполагалось, оказалась незаконной. Но что это теперь поменяет?

Оригинал