Праздник Благовещенья для экологов и зоозащитников воистину является праздником со слезами на глазах. Про эту проблему я неоднократно писал на страницах своего блога, но тем не менее рискну напомнить читателям. К этому празднику приурочена старинная традиция выпускать птиц из клеток на волю. Такими действиями, естественно сопровождающимися соответствующими молитвами, человек якобы замаливал совершенные им грехи.
Пользуясь легковерием наших сограждан, браконьеры отлавливают к Благовещенью тысячи птиц, которые потом продают возле храмов. Многие птицы, содержащиеся в жутких условиях в тесных помещениях без воды и еды, гибнут или ослабевают настолько, что уже не могут воспользоваться дарованной свободой. Да и городская среда, куда они попадают сразу после выпуска, для лесных птиц отнюдь не идеальна!
Вот уже шесть лет борьбу с незаконной торговлей певчими птицами ведет Центр реабилитации диких животных, созданный отважным зоозащитником и преданным любителем своего дела Анитой Придоткайте. Дружина охраны природы ВГПУ старается по мере сил и возможностей помогать зоозащитникам в этой борьбе.
В прошлом посте я уже описывал агитационную акцию, проведенную Дружиной охраны природы в центре города. В День Благовещенья нам предстоит еще более важное занятие: 1) отследить состояние незаконной торговли в различных частях города; 2) помочь в отлавливании и доставке ослабевших птиц в Центр реабилитации диких животных. В назначенное время я занимаю место возле компьютера. Информация начинает поступать практически сразу же. Передаю слово своим студентам, членам Дружины охраны природы ВГПУ.
У Благовещенского собора: семь клеток при входе во двор храма со стороны парка «Орленок». Продают птиц по 100 рублей за штуку, зяблики — по 50 рублей. В четырех клетках — щеглы, по 20 птиц в каждой, в остальных — зяблики и зеленушки.
У Воскресенского храма пусто, у Спасского, Ильинского и Никольского тоже никого нет. Советская площадь: очень много машин с птицами и еще подъезжают. Видели семь клеток с зеленушками, но их быстро убрали. Полиция уже дважды их гоняла, но они возвращаются. Мы записываем номера машин. У Адмиралтейской церкви торговли птицами нет. У Благовещенского собора никого нет. Похоже, разогнали.
Церковь Всех святых, на земле русской просиявших. Продают двух снегирей и щеглов. Снегири по 500 рублей, остальные — по 100. Троицкая церковь: четыре торговца, в основном щеглы и чечетки. Кругом висят наши расклеенные листовки, но люди все равно покупают. Возле церкви у БСМП птиц не продают, но на куческом рынке только так предлагают и кусок из библии дают прочитать. Похоже, по сравнению с прошлым годом птиц меньше не стало!
Храм блаженной Ксении Петербургской: четыре торговца. У каждого три-четыре клетки, в которой как минимум по десятку птиц, в основном щеглов и чечеток. Церковь Всех святых, на земле русской просиявших, через два часа. Птиц явно не стало меньше, хотя часть клеток уже пустая. Похоже, подвезли еще. Переход возле Петровского сквера. Пятеро торговцев, правда, двое с голубями. Похоже, перекочевали сюда после того, как разогнали возле Благовещенского собора.
Петровский сквер. Время 14:00-4:50. За это время была продана одна птица, всех остальных нам удалось отговорить от покупки. Активно раздавали листовки с тремя волонтерами из центра реабилитации птиц (три девочки) дважды был вызван наряд полиции, один раз был выписан штраф в 500 рублей. Мужчина — продавец находился в алкогольном опьянении, неоднократно угрожал, много матерился. Утверждал, что сам за охрану окружающей среды, но это, мол, великая традиция, которую нарушать нельзя. На Березовой Роще в 13:30 птиц у храма не оказалось.
В рабочем поселке Сомово и селе Коротояк Острогожского района торговли птицами также не было обнаружено. Впрочем, тот факт, что главными центрами преступной торговли являются храмы в центральной части Воронежа, был нам известен и раньше. Тем временем возле Покровского собора разворачиваются основные события. Сохраняю стилистику первоисточника. На заявление полицейского к продавцам «вы, типа, птиц незаконно продаете» он [продавец] такой, «нет, что вы, я бесплатно отдаю», и наши [волонтеры] начали забирать [птиц] себе в коробку.
В результате более двухсот птиц, из которых многие были ранены (у некоторых кровь шла из клюва, были и с поврежденным крыльями), доставлено в Центр реабилитации диких животных, где им была оказана помощь. Что интересно, в первые же минуты пребывания в просторных вольерах Центра птицы кинулись пить и купаться!
А десять птиц уже никогда не увидят неба! Особенно обидно выглядела гибель одной чечетки, на лапке которой было обнаружено кольцо с пометками «HH29496 Stavanger MUS Norway». Представляете, сколько пролетела чечетка из Норвегии, чтобы умереть на Благовещение в Воронеже…
Итоги операции «Благовещенье без жертв — 2019»
1. Количество продаваемых птиц на Благовещенье за шесть лет медленно, но неуклонно снижается, равно как и количество торговых точек. Будем надеяться, что эта тенденция сохранится и в будущем.