— Есть мнение, что 50 и более процентов русских — это всё финно-угорская кровь. Как можно противопоставлять русских и марийцев?
— Признавая влияние угро-финнов на формирование русской нации, констатирую, что это всё же разные народы. Попробуйте назвать марийского националиста русским. Как вы думаете, он отреагирует? И почему русские должны реагировать иначе, если их называют марийцами?
— Финно-угорские народы всегда отличались терпимостью, мягкостью, толерантностью.
Если говорить о ксенофобии, то в России 700 лет ксенофобии.
— Если бы Ленин в своё время не стал надувать пузыри местных национализмов, марийцы бы уже вымерли. Примеры финно-угорской ксенофобии приведены в заметке.
— Родилась в Марийской, училась в школе, институте, работаю с марийцами, ну никогда не было ни одного конфликта на национальной почве, никогда себя не чувствовала ущемленной марийцами, живём общими проблемами, как выжить, как детей в школу собрать, на что выучить. Марийцы хорошие и добрые люди, нет в них такого, кого-то ущемить, над кем-то поглумится или заставить кого-то учить марийский, или еще не дай бог всех русских выгнать из республики.
— Во-первых, у многих русских были конфликты с марийцами на национальной почве. Во-вторых, вспомните поздний СССР: прекрасно ладившие друг с другом национальности под влиянием демагогов-шовинистов вмиг меняли своё отношение и начинали резать друг друга.
— Почему-то «ущемленные» и «обиженные» русские не хотят возвращаться из Эстонии к себе на свободную и великую родину.
— Это правда, но говорит она не о том, как хорошо жить в Эстонии, а как отвратительна жизнь в современной РФ.
— А что ты будешь делать с запретом национальных языков в школах и повсеместное насильственное навязывание русского языка?
— Марийских язык в школах никто не запрещает. В России образование должно быть на русском.
— Чего я хочу достичь публикацией?
— Чтобы русские остерегались национализма и сепаратизма других народов. Что бы местечковые националисты не говорили вслух, какие бы умеренные взгляды они не выказывали, их национализм на практике направлен против русских.