Про детали дела Азата Мифтахова я узнала лишь спустя месяц после его задержания, когда сопикетчик Константин Котов вышел в его защиту к МГУ, за что был также задержан, но в отличие от Азата — Костю мы тогда выцарапали на свободу. Однако Азат по-прежнему в СИЗО. Вот его история:

Азат Мифтахов родился в 1993 году, ныне — аспирант кафедры функций и функционального анализа механико-математического факультета МГУ. Он был арестован 1 февраля этого года. О его местонахождении стало известно спустя лишь два дня. Все это время, пока к нему не пускали адвоката, сотрудники изолятора временного содержания городского округа Балашиха применяли к Азату пытки с целью добиться признания вины — по статье 223.1 УК РФ — в изготовлении взрывного устройства. Эти пытки зафиксированы. Как сообщает член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Московской области Валерий Борщев, посещавший Азата Мифтахова: «У него есть травмы на теле, на шее. Я видел следы пыток шуроповертом. Сейчас это место ему замазали зеленкой. Есть медицинское заключение центральной районной больницы и протокол ИВС, который подтверждает эти телесные повреждения».

Спустя неделю после задержания Азата все-таки пришлось отпустить, поскольку вину, даже под пытками, он не признавал, и ни одного доказательства тому, что он изготовил некое взрывное устройство, не было. Однако отпустили его всего на несколько секунд, поскольку на выходе из ИВС его снова задержали, на этот раз по другому обвинению — по делу, которое было приостановлено еще в прошлом году «до появления реальной возможности участия подозреваемых в деле». Так, в январе 2018 года неизвестные люди разбили окно офиса «Единой России» в Ховрино и бросили туда дымовую шашку. Виновных так и не нашли, и удачно возобновили это дело после задержания Мифтахова. Одновременно переквалифицировав со статьи «вандализм» на более тяжкую — «хулиганство» (ч. 2 статьи 213 УК), наказание по которой уже до семи лет заключения.

При этом не известны ни мотивы Мифтахова, ни как он оказался в тот день в Ховрино — по сути, нет ни одного доказательства вменяемого ему преступления. И все обвинение строится на показаниях одного т. н. «свидетеля», и того неизвестного. Этот свидетель засекречен, выступает в суде под псевдонимом «Петров» и в маске. В суде он заявил, что узнал в Мифтахове участника акции у офиса «Единой России» и что опознал активиста по «выразительным бровям». Однако т. н. «свидетель Петров» не смог назвать, во что был одет Мифтахов, и не вспомнил других фигурантов дела. Кроме того, обнаружилось, что «свидетель Петров» не заявлял о преступлении на протяжении целого года и объявился только сейчас, как объясняет это он сам: «Потому что сначала у него разрядился телефон, а потом он не имел возможности это сделать».

Как объяснить происходящее с Азатом? Кроме простого слова «беспредел»?

Есть две версии. Одна состоит в том, что ему мстят правоохранители. Прежде Азат Мифтахов на одном из митингов оказал сопротивление полиции. И его судили по статье 318 УК РФ за «применение насилия в отношении сотрудника власти». Однако Азата не посадили, как обычно бывает в нынешней практике, а всего лишь навсего подвергли штрафу (видимо, даже судья не нашел существенного «насилия в отношении сотрудника власти»). И теперь, возможно, мстит полиция.

Другая версия связана с идеологическими взглядами Азата Мифтахова. Он вроде как анархист. А анархистов «мочат» в России почище всех остальных. А кроме того, борьба ФСБ с ними ожесточилась после того, как 17-летний анархист Михаил Жлобицкий самовзорвался в проходной здания УФСБ по Архангельской области, оставив предсмертную записку о причинах теракта. С того дня ФСБ стали выявляться все знакомые Жлобицкого, все, кто с ним переписывался, находился в одних либертарианских чатах и даже просто репостил его предсмертную записку. И на данный момент задержан не один Азат Мифтахов, а многие другие молодые люди в разных регионах России по самым разным обвинениям.

Понятно, что когда я узнала детали этого дела, я уже не смогла пройти мимо.

3 апреля, после 16 часов в Головинском суде Москвы состоится очередное слушание по мере пресечения в отношении Мифтахова. Как правило, суд на это время блокируется правоохранительными органами, чтобы не допускать публику и свидетелей произвола и беззакония в зал судебного заседания.

Поэтому сегодня я вышла с одиночным пикетом к Генпрокуратуре РФ с одновременной подачей заявления (и не только я, пришло много людей, так что серия пикетов длилась больше двух часов).

Кроме этого в поддержку Азата Мифтахова высказались многие члены математического сообщества: сотрудники РАН, ВШЭ, МФТИ, МГУ, РаНХиГС, СПбГУ и других российских университетов, институтов и академий, а также университетов США, Канады, Израиля, Бразилии и других стран. Открытое письмо было опубликовано на сайте http://doxajournal.ru/uni/mathfac. Будучи молодым математиком, Азат уже имеет публикацию «On weak convergence of finite-dimensional and infinite-dimensional distributions of random processes», известную в научном сообществе.

Кроме того Международный правозащитный центр «Мемориал» признал Азата Мифтахова политическим заключенным.

Так что все мы обеспокоены судьбой Азата и настаиваем на 21-й статье Конституции: Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию!

Оригинал