Старинная 3-я Посадская, а в наши дни улица Панчука, редко фигурирует на сувенирных открытках и любительских фотоснимках ста- и пятидесятилетней давности. Лишь самое ее начало - красивые каменные здания и особенно трехэтажный «дом дворянства» интересовали фотографов прошлых эпох. Дальше мало кто забирался. Поэтому каждая новая открытая фотография прежней 3-й Посадской становится событием. 

Так было и со снимком перекрестка современных улиц 1-й Пушкарной и Панчука. Неизвестный фотограф запечатлел его в период Великой Отечественной войны. Но о войне в этом снимке ничего не напоминает. Зато попавшие в этот случайный кадр более 70 лет назад здания почти не изменились – и в наши дни их, хотя и с трудом, можно узнать. Этот редкий снимок дает нам возможность совершить небольшое путешествие во времени и, побывав в Орле более чем 70-летней давности, по-иному, более внимательно оглядеть современный пейзаж той же местности.

 

На старом фотоснимке улицы 3-й Посадской, судя по всему, ранняя весна – еще голые деревья, но снега уже нет. В центре фотографии хорошо видна улица, еще не знавшая асфальта. По ней едет лошадь с телегой и тремя седоками. Еще несколько прохожих виднеются вдалеке. За телегой – самое заметное и узнаваемое здание на снимке - современный дом №52 по улице Панчука. Судя по большим дверям на углу здания, виднеющимся на фото, там, когда-то была лавка или что-то в этом роде. В годы, когда делалась эта фотография, двери здания были заколочены. Но некоторое время спустя торговля снова туда вернулась. И в наши дни в угловой части дома располагается один из немногих на Пушкаревке магазинов.

Попытка сделать кадр с современным видом, того же ракурса.
 

Лет пять назад к нему в помещении через стену добавилось питейное заведение, что не очень понравилось обитателям расположенных в остальном здании квартир.

Именно жилая часть здания до сих пор сохраняет облик дома столетней давности - аккуратные бревна деревянного сруба и наличники окон с треугольным верхом.

 
фото 2012 года

Со стороны улицы 1-й Пушкарной сохранилась еще и красивая резная дверь, которой давно никто не пользуется.

 

Продолжая путешествие во времени, снова вернемся в Орел начала 1940-х, запечатленный на снимке. Обратим теперь внимание на здание за домом № 52. Само оно не очень хорошо заметно в кадре. Зато неплохо видны освещенные ярким весенним солнцем длинный высокий забор и калитка. Современный дом № 50 по улице Панчука и сейчас выделяется своим необычайно высоким и мощным бетонным забором со странными столбами, напоминающими поднятые кверху огромные львиные лапы.

 
 
 

Впервые увидев его много лет назад, я сперва не поняла всей его ценности, решив, что странный забор - произведение недавнее. Может быть, наследие какой-то советской организации, обитавшей тут когда-то. Но что же это была за организация, забор которой больше напоминал средневековую крепость, при том, что сама она довольствовалась обыкновенным деревянным домиком на невысоком фундаменте? Лишь много позже, чуть лучше узнав историю архитектуры, в том числе о стиле «модерн», я взглянула на забор иными глазами.

Основной чертой стиля «модерн» в архитектуре рубежа XIX-ХХ веков было активное применение новых материалов, в том числе и бетона. И в Орле начала ХХ века активно применялись элементы из бетона, в том числе в заборах, ограждениях на крышах и балконах. Их сходу можно отличить от современных по мотиву из трех вертикальных полос (с кружочком вверху или без), украшающих верх или всю длину столба.

«Дом купца Серебренникова», Комсомольская улица.

Похожие элементы, повторяющиеся от строения к строению, встречаются почти во всех зданиях Орла эпохи модерна, украшая не только балконы, парапеты и заборы, но и обрамления окон и углы каменных и деревянных зданий того периода. Это наиболее характерный элемент модерна в Орле. Такие же три линии делают столбы забора на улице Панчука похожими на львиные лапы.

 
 

Так выяснилось, что этому забору уже больше ста лет и он единственный, столь хорошо сохранившийся бетонный забор эпохи модерна на весь Орел.

Сам дом, несмотря на то, что деревянный, тоже несет на себе черты стиля «модерн». К сожалению, несколько лет назад были утрачены некоторые очень редкие и красивые детали его фасада - старый деревянный козырек на резных кронштейнах с растительным мотивом и входная дверь с дореволюционной металлической табличкой с надписью «для писемъ и газетъ» в изящном обрамлении с модерновым цветочным орнаментом.

 
 
 

Без них здание сильно потеряло свое очарование. То, что половина дома еще раньше была обложена скучнейшим силикатным кирпичом, тоже очарования ему не добавило.

 

Из прежнего убранства дом №50 сохранил три наличника с рублеными колоннами по бокам, ажурные торцевые доски и замечательный резной фриз, идущий от крыши до самых окон.

 

В этом фризе угадывается модный в эпоху модерна древнеегипетский орнамент с мотивом лотоса, очень удачно переведенный в ажурную домовую резьбу неизвестным мастером.

 

На старом снимке видно еще несколько фрагментов зданий. В том числе угол небольшого домика по адресу: 1-я Пушкарная, № 33, на противоположной от магазина стороне улицы Панчука. Но судить по этому фрагменту, насколько здание поменялось за последние 70 лет, трудно.

Лучше оно точно не стало

А вот от самого знаменитого и важного с точки зрения орловской истории на этом перекрестке здания на фотоснимке видна лишь длинная тень. В доме по 1-й Пушкарной, № 56 в 1871 году родился Леонид Андреев, литератор, описавший в районе Посадских и Пушкарных улиц чуть ли не каждый дом, навсегда внесший в историю русской литературы свою родную Пушкаревку. В этом небольшом деревянном здании на перекрестке родители будущего писателя, Николай Иванович и Анастасия Николаевна Андреевы, снимали квартиру до строительства собственного дома на 2-й Пушкарной в 1876 году. Там сейчас хорошо всем известный дом-музей писателя. Дом же, где родился писатель, известен гораздо меньше. Тем более что никаких мемориальных досок или просто памятных табличек на нем никогда не было и узнать о выдающейся истории здания как жителям улицы, так и туристам неоткуда.

 

При этом до последнего времени дом лучше всех зданий на перекрестке двух улиц сохранял свой облик столетней давности – простенькие окна со ставнями, забавные украшения на углах в форме сердечек и ажурный карниз.

Но полгода назад исторический дом «пал жертвой моды» на сайдинг и полностью утратил свой прежний облик, скрывшись под слоем пластика.

 
 

Оригинал


Реклама «7x7». Карты с процентом на остаток выгодны своим держателям благодаря получению некоторого дохода — как, например, по вкладу. Такой финансовый инструмент обеспечивает постоянное движение средств в обращении, исключая их накопление дома, одновременно позволяя извлекать финансовую выгоду. Подробнее на bank-cabinet.ru