В оппозиционной публицистике Марий Эл есть общее место: марийский народ ущемлен. Они вымирают, их мало во власти, в школах сокращают марийский язык, меньше стало посетителей марийских театров, власти ставят памятники завоевателям марийского народа, например, первому воеводе Царевококшайска Оболенскому-Ноготкову.
Но какова позитивная программа сторонников «национального возрождения» мари? Хочу понять, к чему это «национальное возрождение» приведет для русского большинства Марий Эл. В правительстве Марий Эл марийцы станут большинством, больше станет марийского языка в государственном управлении и образовании, памятник Оболенскому-Ноготкову снесут?
Для прояснения вопроса стоит обратиться к истории «национального возрождения» других народов.
Финно-угорские народы издревле отличались ксенофобией. Есть классический пример революции 1848 г. в Венгрии. Венгры провозгласили у себя свободу и демократию, но посчитали, что свобода для других народов, входивших тогда в Венгрию, — словаков, румын, сербов, хорватов — это свобода говорить не на родных языках, а только по-венгерски. Прифигевшие от такой логики народы, первоначально обрадовавшиеся венгерской революции, в конечном счете с оружием в руках поддержали австрийских угнетателей в обмен на минимальные уступки. Достойным наследником подобных настроений является современный ксенофобский режим Виктора Орбана в Венгрии. Эстония, Финляндия и Венгрия и поныне в первых рядах в Европе по уровню ксенофобии.
Что случилось с русскими после «национального возрождения» в Эстонии в конце 1980-х, которое некоторые местные русские даже поддержали по дурости? Они были лишены гражданства, не могут выбирать и быть избранными в органы власти, для них закрыты многие профессии, лишались права владения крупной собственностью. Русские в Эстонии в своей массе имеют худшее образование, худшую работу, минимальный доход. При этом эстонские эмиссары в 1990-е приезжали в Марий Эл учить марийцев национализму, а марийские националисты считали Эстонию примером для Марий Эл.
Впрочем, зачем далеко ходить. Вот — «национальное возрождение» на Северном Кавказе в тот же период. Сначала местные говорили те же слова, что сегодня говорят марийские националисты — об ущемлении языка, веры и т. п. Потом появились лозунги: «Русские, убирайтесь вон», «Долой русских оккупантов». А затем русских начали убивать. В 1988 году Грозный покинуло около восьми тысяч русских, в 1989 году — 19 тысяч, в 1990 году уже выехало более 60 тысяч. Выдавливание русских продолжилось и после 1990-х. К середине же 1980-х годов прошлого века русские составляли половину населения Северного Кавказа. В 2010 году их было уже 30,26%, в 2014-м — 26,8%. Но у этих 26% нет представительства в органах власти Северного Кавказа, кроме как среди назначаемых напрямую из Москвы силовиков. «Когда твою дочь в любой момент могут изнасиловать, сына избить или убить, и никто не будет за это наказан, каждодневная жизнь человека превращается в ад», — рассказывает кавказовед из Кабардино-Балкарии Юрий Сошин.
Не столь трагична, но так же характерна судьба русских Татарстана после «национального возрождения» там. Русские ― это почти половина населения Татарстана, а в элите они почти не представлены: в правительстве только два министра из девятнадцати — русские, президент, госсоветник, премьер-министр, глава Верховного суда, глава парламента ― все татары. Из 17 министров регионального правительства только один является русским, из 43 глав районов Татарстана только восемь — русские. Когда 20 лет назад вводился закон о государственных языках, а их два в Татарстане, то стали вводить обязательное изучение татарского языка всеми учениками в одинаковом объеме. Но в последствии число часов на татарский стали увеличивать, а на русский — сокращать. Русских детей в Татарстане пичкают огромными объемами совершенно не нужного им татарского языка. Школьники Татарстана недополучают уроков русского языка на 40%: 700 часов в год против 1200 часов в соседних областях. Это фактическая дискриминация, которая существенно скажется на поступлении школьников в вузы и на их будущей профпригодности.
В апреле 1992 года на Втором съезде марийского народа члены «Марий Ушем» констатировали, что марийцы являются национальным меньшинством на территории собственной республики. Звучали лозунги о выходе республики из состава РФ, но в документах они отражения не нашли. Президент Марий Эл в 1991–1997 гг. Владислав Зотин вспоминал, что «Марий Ушем» предлагал тогда набирать в местные ФСБ и МВД одних марийцев, а самого Зотина ругал за то, что горных марийцев у него в правительстве больше, чем луговых.
Председатель правления «Марий Ушем» Василий Пектеев на третьем съезде Марийского народа в 1992 г. утверждал, что русские дискриминируют марийцев в органах власти, в руководстве промышленностью и образованием, и что из-за дискриминации марийцев русскими первых меньше среди руководителей, квалифицированных специалистов и научных работников. «В проблемах мари виноваты пришлые люди, глухие к боли марийцев, отменившие обучение на марийском в школах в 1960-е». Пектеев также жаловался на миграцию русских в Марий Эл, сделавшую мари меньшинством у себя на родине.
Марий Ушем в своей программе 1992 г. потребовал создать двухпалатный парламент Марий Эл, в верхней палате которого должны были заседать только марийцы, пропорционального доле марийцев в населении Марий Эл представительства в исполнительной власти Марий Эл, пропорциональной доле студентов-мари в вузах, ограничить миграции русских в Марий Эл, противостоять навязыванию чуждой культуры марийскому народу (Госсекретарь Миклай Рыбаков потом утверждал, что имелась в виду не русская культура, а «массовая», но я почему-то ему не верю) и констатировал: «Нынешнее государственное устройство РФ не обеспечивает должной защиты этноса от ущемления его суверенных прав». О правах русских в Марий Эл не было сказано ни слова.
К счастью, ни в какие реальные действия эти призывы не вылились. Можно вспомнить разве что несколько указов тогдашнего министра культуры Марий Эл Николаева: слить кукольный русский театр с марийским детским, с соответствующим сокращением русской части труппы, повысить зарплаты актерам марийского музыкального театра в ущерб русским актерам. Но не стоит забывать эти призывы. На том же Северном Кавказе при Горбачеве этнические чистки русских начались с подобных разговоров. Разница состояла вовсе не в разных намерениях чеченских и марийских националистов, а только в их разных возможностях.
Поэтому русским Марий Эл нужно всеми силами препятствовать марийскому «национальному возрождению», к которому призывают демагоги, держаться за русский язык и за представительство русских в органах власти.