Из книги «ВРЕМЯ КОВАЛЯ».
В 1930 году испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет издал книгу «Восстание масс», в которой скептически отнесся к эксперименту большевиков, поэтому в СССР она не вышла. Написана она была до прихода к власти Гитлера, который опирался на лавочников и рабоче-крестьянские массы, за семь лет до разгула сталинских репрессий, которые проводились при широкой поддержке трудящихся масс. Нацизм, большевизм — это власть тех самых масс. Диктаторы лишь исполняли их волю, а массы радостно внимали банальностям, которые изрекали вожди. В своей главной книге Ортега-и-Гассет угадал (точнее, вычислил) тенденцию развития европейской цивилизации, обратив внимание на феномен конца ХХ века — полный захват массами общественной власти. Цитата — не довод, не доказательство, но убедительная иллюстрация к истории современной России.
«Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, „как и все“, и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью».
«Масса догадывалась, что в конце концов при всех своих изъянах и просчетах политики в общественных проблемах разбираются несколько лучше ее. Сегодня, напротив, она убеждена, что вправе давать ход и силу закона своим трактирным фантазиям».
И политические лидеры, даже самые кровавые диктаторы, вынуждены считаться с желаниями толпы. В конце 80-х годов советская толпа с одной стороны в своих «трактирных фантазиях» требовала перемен, не вполне сознавая, каких именно, с другой — желала оставаться и продолжает желать с большинством, с действующей властью. Но вместе с тем появилась довольно многочисленная группа людей, у которых желание вырваться за «красные флажки» и утвердиться на ничейной территории оказалось сильнее инстинкта толпы.
Во многом нас вдохновляла и новая столичная пресса. У меня хранятся все номера «Скифа» — ежедневного информационного вестника XVI Московского международного кинофестиваля за июль 1989 года. Сенсацией кинофестиваля стала публикация на страницах «Скифа» заметок о советском кинематографе Валерии Новодворской «По обе стороны отчаяния». И хотя напечатаны они были под рубрикой «Записки из подполья», сам факт публикации известной диссидентки означал одно — советской цензуре пришел конец. Второй сенсацией кинофестиваля стало появление в кинотеатре «Новороссийск» поздно вечером Бориса Ельцина — главного раздражителя тогдашней партийной номенклатуры. В своем выступлении он заметил, что взятие власти советами провозглашено пока только на словах, все надежды он возлагает на ближайшие выборы.