Заключительное заседание, посвященное 10-летнему юбилею Общественной палаты Республики Марий Эл и подведению итогов работы последнего состава Палаты, проходило ровно месяц назад в красивом зале министерства финансов. Казалось бы, ничто не омрачит это знаковое событие, но гром грянул неожиданно, средь бела дня. Ничто не предвещало такого разворота событий, начало которому и тон задал сам глава правительства РМЭ. После обстоятельного, полновесного доклада временно исполняющего обязанности председателя ОП Германа Дементьева г-н Евстифеев «в пух и прах» разнес деятельность Общественной палаты, а заодно и план работы будущего состава. Не буду погружаться в специфику деятельности институтов гражданского общества, скажу лишь, что оценка, данная главой, вызвала недоумение и саркастические улыбки на лицах некоторых присутствующих. Времени для возражений г-н Евстифеев не оставил, сказал как отрезал и ушел… Затем, как положено, выступил Сметанин, сказал что-то дежурное, вручил грамоты и тоже покинул зал.
Сложилось впечатление, что такая реакция первых лиц — не что иное, как перекладывание своей беспомощности и неумение четко организовать работу правительства «с больной головы на здоровую». Всем очевидно, что в республике ничего не происходит в плане улучшения ситуации, идет какая-то рутинная серая будничность с показом бессмысленных сюжетов на местном телевидении. Глава едет в район, дает какие-то указания уровня главы района, постоянно суется в вопросы городского хозяйства, принижая роль и достоинство мэра, что-то постоянно комментирует мертвым, юридически выверенным языком, и говорит.., говорит.., говорит…, будь то заседание правительства или будничный сюжет с улицы. А дел не видно. Мне кто-то возразит — дескать, ты не понимаешь всей сложности и специфики деятельности руководителя региона. Готов согласиться — мой сектор обзора — это восприятие происходящего в республике с точки зрения простого жителя, но не только. Как члену Общественной палаты мне пришлось участвовать в большом количестве мероприятий, в том числе коллегий, круглых столов, различных комиссий с участием представителей министерств и ведомств, сотрудников прокуратуры, посетить узилище-йошкар-олинский СИЗО и ИТК-4 (Куяр).
Вопросы обсуждались самые разные: от правоприменительной практики в деятельности Россельхознадзора, до ситуации с многодетными семьями и многое другое. Характерная особенность большинства мероприятий, в которых пришлось участвовать и за что критиковал нас глава республики — нет связи общественности с исполнительной властью, редко на каком совещании, комиссии или круглом столе присутствовали первые лица правительства. Был когда-то Пугачёв, но на тот момент он не знал ни географии, ни топонимики республики. Запомнилась встреча с социальным министром, рефреном выступления которой было: денег на все не хватает, но мы стараемся. Лиц, которые распоряжаются республиканской «кубышкой», и в помине не было. На одном из совещаний по вопросам обеспечения многодетных семей мной был поставлен вопрос — Путин ставит задачу, глава республики «берет под козырек», а мы на Общественной палате обсуждаем то, что должно быть сделано без лишних обсуждений. Получается по-китайски — лучше говорить, чем совсем не говорить. Так и получается по существу. Спрашивается: для кого эта говорильня? Сколько можно издеваться над людьми?Существует какая-то структура по согласованию обсуждаемых вопросов, так давайте согласовывать заранее вопросы, выносимые на ОП, постановления и резолюции писать не в стол, а прямо в правительство, но, к сожалению, практика показывает разрыв между словом и делом. Однажды в Госсобрании удалось спросить врио министра финансов РМЭ, г-на Торощина — как решаются вопросы реконструкции очистных сооружений городской канализации и объездной дороги с мостом?.. Ответ был более чем кратким — вопросы важные, решаем. Точка. Никогда не видел на заседаниях Общественной палаты депутатов, глав районов, председателей районных собраний депутатов. Кто как не они лучше всех погружены в проблемы местного значения.
Но общественном совете при Минздраве республики не принимает участия сама министр, хотя острых вопросов «выше крыши», в том числе вопросы так называемой оптимизации, заложенной бывшим министром Шишкиным. Остро стоит вопрос доступности медицинского обслуживания для жителей отдаленных районов республики и состояние районных больниц. Только сейчас выделены средства на ремонт учреждений здравоохранения. Странно, но проблемы здравоохранения глава обсуждает с В. В. Севастьяновым, депутатом Госсобрания, суждения которого иногда отличались некоторой экстравагантностью. Что, разве не с кем обсудить проблему, с более компетентными организаторами производства на ниве здравоохранения, например с В. И. Мухиным или главным врачом клинического госпиталя А. В. Смирновым? Налицо внешняя сторона вопроса, а не серьезная проработка существующих проблем, но, возможно, худшее — некомпетентность.
Видимо, дело идет к выборам, нужны звучные имена, знаковые личности. Как, например, перед прошлыми выборами: сначала встречи с Казанковым, затем критика фракционной деятельности депутатов от КПРФ в Госсобрании. Неуклюжие движения главы стали видны с самого начала: встреча и поздравления В. М. Зотина, тем самым предопределяя его назначение на пост председателя Общественной палаты, затем снимает, так и оставив палату без председателя. Кадровые назначения также взывают много вопросов. Как инфекцию затаскивает г-н Евстифеев в нашу «экологичную» республику свои кадры, совершенно не знающие республику. Для чего тогда постоянно муссируется тема кадрового резерва? Многим местным молодым людям уже за 30, а они все в кадровом резерве. Я категорически не согласен с таким положением! Экономика — искусство принимать решения, много разговоров о национальных проектах, о рабочих местах, о проблемах частного бизнесы в Марий Эл..., и что дальше? Пока мы не создадим свои кадры преданных, знающих республику и ей знакомых работников, придется иметь дело с «варягами». Практически все отрасли российской экономики испытывают дефицит инвестиционных ресурсов. Мы часто говорим о том, что у нас является драйвером экономического роста в республике, в этой связи стимулирование экономического роста экономики Марий Эл во многом зависит от главы республики и депутатов в представительных органах власти, в частности и особенно в Государственной думе. Вот над чем надо работать, а не заниматься бесконечными нравоучениями в адрес руководителей мелких отраслей экономики и бесправных, вернее безденежных, глав администраций, обвинять Общественную палату в отстраненности от участия в реализации потенциала, заложенного в нацпроекты. Кстати, премьер Медведев только вчера дал поручение о финансировании национальных проектов в регионах.