В связи с тем, что руководитель фонда «Чоткар патыр» Игорь Михайлович Кудрявцев не является блогером, я публикую его очерк о настоящем полковнике и патриоте Марийского народа Михаиле Алексеевиче Долгове на данном сайте.

 
Михаил Долгов

Давно хотелось написать очерк о Долгове Михаиле Алексеевиче. Мы – друзья, однако его возраст, мудрость, вызывающее уважение, и в то же время, энергия и работоспособность, исходящие от него, позволяют обращаться с ним только на «Вы». Каждый человек видит по-своему историческую хронологию и описывает ее с точки зрения своей правды. И я попробую жизнь Долгова и его роль в новейшей истории Марий Эл оценить субъективно с тем, чтобы сегодняшнее поколение знало о своих видных людях. С Михаилом Алексеевичем мы познакомились в 2004 году. Видно, не случайно. Произошло это так. Год 2004 был выборным в Президенты Республики Марий Эл. 

Я не побоюсь сказать, но абсолютное большинство населения республики – город и деревня, пенсионеры и молодые, общественники и простые граждане независимо от национальности, все мы были уже настроены на то, чтобы Президентом стал Тетерин Иван Михайлович. Это было совершенно явно и очевидно. Создавались штабы по его выдвижению. Уже, вероятно, в каждом городе, селе были образованы инициативные группы по его поддержке. А если говорить о марийском национальном движении, мы были как единый кулак, все в одной упряжке. Все общество знало, что к времени «икс» ненавистный Маркелов с треском проиграет Тетерину.

Может быть, я накликаю на себя злой язык, но без дальнейшего поворота в повествовании тоже нельзя. 2003 год. Небольшое кафе Миши Ш. в центре Йошкар-Олы. Собрался костяк будущего штаба Ивана Михайловича, среди них был и я. Доверительная беседа, хорошее настроение, говорили о стратегии будущих выборов. Мне надо было задать вопрос: «Иван Михайлович, Вы точно решили стать Президентом Марий Эл? Вы генерал, а если новую звезду повесят, должность?» Ответ был точным, ясным, что нам дало толчок для невероятно бурного, скоординированного подъема предвыборной агитации. И уже к 2004 году не было человека, который не знал бы Тетерина.

28 июля 2004 года на юбилейном концерте Даниловой Р.М., на котором было зрителей как «селедки в бочке», а концерт шел шесть часов, прибыл поздравить юбиляршу и Тетерин И.М. ОМОН, милиция, а зал встретил его стоя и под бурные аплодисменты зачарованы словами генерала: «Вместе с вами – вперед к победе!». Как не верить боевому, воевавшему в Чечне генералу. И столько хорошего о нем писала и говорила журналист Раисия Михайловна, сама побывавшая не раз под пулями в боевых местах?! Девиз «Вперед к победе!» просуществовал еще три месяца.

Иван Тетерин

Что-то я о Тетерине? Вроде бы отклонился от темы о Долгове. Но без рассказа об этом переломном этапе в новой истории Марий Эл нельзя было обойтись. И вот, осенью 2004 года на политическом поле республики появляется новый человек – Долгов М.А. Знаем, что полковник, что СВР, волжанин-мариец. Но его не воспринимают. Да и, собственно, зачем? Ведь у нас есть Тетерин И.М.!  Двухмесячные попытки Михаила Алексеевича (сентябрь, октябрь 2004 г.) как-то обратить на себя внимание не приводят к перелому. Для общества единственный – Тетерин! 

И, как гром среди ясного неба, Иван попадает в автоаварию, фото с забинтованной рукой, растерянное лицо. Да даже если бы перелом позвоночника, за боевого генерала тогда голосовало бы 60-70 процентов. Но Тетерин не выдвигается кандидатом и, главное, молчит, молчит, держит всех в напряжении вплоть до последнего 4 ноября. 

Стоп! На этом короткую историю-драму взаимоотношений Ивана Михайловича с марийским обществом завершаю. Пусть каждый думает об этом по-своему. Только как молот-наковальня стучит по сердцу: «Ну почему так много судеб после этого сломано и истерзано?». Вот здесь-то и проявился принципиальный, по-военному твердый как камень характер Долгова Михаила Алексеевича в качестве кандидата в Президенты. Выборы 19 декабря, времени — один месяц, создали штаб, мне поручено возглавить его. Это была огромнейшая ответственность. Мы сможем! Но Маркелов силен, рядом его чиновничья свора и криминал с угрозами уволить, выгнать, избить, убить, сжечь деревню.

Сегодня, особенно молодым, трудно представить эту картину, но было именно так. Михаила Долгова и нас старались не пускать на встречи, милиция по указке сверху преграждала дорогу, устраивались хулиганские и чиновничьи провокации, в которые вовлекались даже учителя.

Леонид Маркелов и Лариса Яковлева

 

Запомнилось, как Лариса Яковлева, будучи замминистра образования и подопечная Швецовой и Маркелова устроила противное шоу группы Советских учителей. Бог им судья. Лишь в ушах как колокол тихий шепот Бабина Леонида Ксенофонтовича (пусть земля ему пухом): «Игорь, мы с Долговым!»

Михаил Алексеевич, как стойкий солдат, пока еще без опыта публичности, но вместе с нами, своей честностью, правдивостью, покорял и привлекал на свою сторону все больше и больше людей-избирателей. Мы почти не спали, объездили всю республику – ДК «тридцатка» и сельские клубы, фермы и заводы, на уличном морозе перед внезапно закрытыми школами (бедные директора школ!), рынки и студенческие общежития, от Кузьмы до Мари-Турека по 10-15 встреч в день. И почти повсюду видели доброе и одновременно запуганное отношение простых людей. Но, короткое избирательное время, мощнейшее административное противостояние и чудовищные фальсификации – мы смогли лишь набрать около 25 процентов. Не победили. Однако народ результатам выборов не поверил и уже на следующий день созывается внеочередной Съезд народа мари. Нас не пускают в арендованную тридцатку, в холод, перед зданием сотня людей принимает резолюцию о фальсификациях. Люди в погонах арестовывают организаторов, в том числе и меня. Это было время духа свободы, справедливости и патриотизма. Сейчас, к сожалению, этого нет.

В экстремальный период познается человек. Михаил Алексеевич Долгов тогда показал себя как высокоэрудированный человек, специалист во многих сферах. Но, главное — его психологический портрет. Жесткий, требовательный к себе и окружению, точный, мгновенно принимает решения и берет на себя ответственность. Одновременно – он добрый, не злопамятный. Покорило знание им в совершенстве пяти иностранных языков, и своего, родного, марийского – просто молодец!

Впоследствии я узнал его дружную семью, верную жену и воспитанных детей. Как они любят принимать гостей?! Сколько добрых личных дел сделано Михаилом Алексеевичем для приехавших марийцев в трудное время в Москву? Устроить на работу, замолвить слово, помочь в федеральных судах, поместить в больницу, организовать общественную выставку, провести «Пеледыш пайрем», много другого, да и, просто, дать нуждающемуся деньги или место заночевать. Никому не отказывал. Может быть, этой помощи было чересчур и его напрягало, но виду не показывал.

2004 год – это был год последних свободных выборов, когда история Марий Эл могла бы пойти по-другому, более понятному населению пути. Не суждено. Суждено развалиться селу, суждено выдуманной Маркеловым «Европе» разрастись по берегам Кокшаги, суждено Мари парку (символ!) уничтожиться. Почти до конца погибла свобода слова, печати, о жизни в республике говорили только на кухне.

 

И только один! Один Долгов Михаил Алексеевич, патриот своей малой Родины, отдавший долг и жизнь служению Отечеству, взял на себя ответственность продолжать дело справедливости и разоблачения преступной деятельности Маркелова и его окружения. Коррупционные скандалы, разворовывания госказны, присвоение имущества, стяжательство, конфликты интересов властных структур и отдельных личностей республики легли в основу статей в различных газетах и журналах, разоблачающих людей от власти.

В то время, когда близкое окружение г-на Маркелова и единороссовские депутаты всех уровней преступно прикрывали все его деяния и коленопреклонно исполняли все его прихоти, Михаил Алексеевич вместе с нашей небольшой группой публично, без боязни и страха вскрывал все пороки власти того времени 2004-2017 годов.

Аналитическое исследование Михаила Долгова и Сергея Мамаева «Коррупция в Марий Эл. Миф или реальность?» всколыхнула общество и, наконец-то дошла до руководства государством. Ведь все это смутное время правоохранительные органы знали о прегрешениях и преступлениях руководства республики, но никаких мер не принимали. Типа, мы знаем все, но отмашки сверху не было.

Я глубоко уверен, что публикации Долгова, а впоследствии активная позиция Мамаева Сергея Павлиновича, серьезные конференции «Марий ушем» и «Марийский мир-21 век» «О коррупции во власти», «О низком социально-экономическом положении в республике», «О будущем и настоящем народа мари», то есть, все общественное мнение заставило правоохранительные органы принять решение по отношению к Маркелову, к другим его сокамерникам. Но роль Долгова М.А. была самая значительная и оцененная народом. Именно оценена людьми. Но не новым руководством Республики Марий Эл. И опять история многострадальной Марий Эл с 2017 года пошла по другому пути. 

Понятно, что Евстифеев А.А. стал руководителем неизвестной ему Марий Эл лишь из-за того, что, во-первых, его назначил Путин В.В., а во-вторых, из-за конформизма Казанкова И.И. 

конформисты Казанковы и Евстифеев

 

Почему Иван Иванович, человек, умудренный опытом и идейный коммунист (а в том 2017 году понятие «коммунист» позиционировалось как патриот своей республики) поступил так, остается загадкой? А ведь к этому времени, уже имея мощную поддержку населения, в том числе и местных депутатов, после выборов Мамаева С.П. и Казанкова С.И., мы могли выдвинуть своего местного кандидата, сильного хозяйственника и управленца, любящего свой край и своих жителей. На лопатки положили бы чужого единоросса! Оглядываясь назад к лету 2017 года, понимаю, что я и сам — такой же конформист-приспособленец. Говорил на встречах с людьми о кредите доверия новой власти. Чепуха! Кончился кредит. Обидно, какой прокол!

Мне вспоминается встреча Долгова в июле 2017 года с молодым, на вид порядочным человеком, присланным к нам из Москвы, Андреем Петровичем Кравцом, в то время советником Евстифеева. Многие и сегодня помнят его. Колкий, цепкий, я бы даже сказал, циничный по отношению к нам взгляд этого функционера говорил: «Ну и что вам надо? Мы тебя, Долгов, знаем, ты нам не нужен, на тебя уже донос есть». Здесь я отступлюсь от хронологии.

Михаил Алексеевич никогда не был карьеристом и рвачом. Некоторые и сейчас наивно думают, что он мечтал быть первым лицом в республике. А у него хорошая работа и доход в Москве. Но боль за многое, что творилось тогда и сейчас, заставляет его снова и снова говорить правду. Его правду! Обостренное чувство за бедственное, а значит, униженное положение его народа! А как по-другому?

Снова возвращаюсь к Кравцу. Ты предложи гостям чай, спроси о здоровье, улыбнись по-доброму, к тебе с набором предложений, без злого умысла пришли. А вместо теплого приема — пронизывающий взгляд, вероятно, от так называемых «перекрестных доносов». Вы, Андрей, спасибо скажите, что благодаря Долгову и его друзьям нет Маркелова, и ваш Евстифеев занял его место. Собственно, ты мальчик по сравнению с Долговым. Так думал я, взглядом оценивая поведение этого молодого советника. Встреча оставила неприятный осадок. Мы поняли — все, что нами делалось ранее, приезжими чиновниками зачеркнуто.

временный губернатор Марий Эл Александр Евстифеев

Евстифеева можно понять, его назначили (не выбрали!), но то, что произошло дальше, вообще не вписывается в рамки здравой кадровой политики республики. Можно простить, что руководитель — приезжий человек. Ничего, научится. Но чтобы за собой притащить гвардию подмосковно-саратовских присланцев, за которыми нет никакой истории, ни Долгов, ни общество в целом, не было готово. Они — против! Ведь эти приезжие – не самого крепкого ума или высокого профессионализма, не особой нравственности. Почему они здесь? Карьера? Зарплата? Ни семьи, ни детей, ни родного дома. Значит, нет самоотдачи, нет любви к делу, людям, Марий Эл, нет чувств патриотизма к нашему краю. Они – чужие!

Как-то, в декабре 2017 года смотрю по интернету отчет Главы Марий Эл о проделанной работе перед депутатами. Во-первых, на 90 процентов – отчет за предшественника Маркелова (подумалось, вот она — преемственность!), во-вторых, у меня сердце сжалось, когда он село Микряково назвал Микьярово, а Великополье – Великолепьем. В общем, не будет результата! Уже в декабре 2017 года люди осознали, как их жестоко обвел вокруг пальца новый глава, притащив за собой паломников с Саратова.

Результат и не виден был сначала. Вспоминается другой, забавный, но в то же время примечательный случай. Рядом с селом Арда летом 2017 года проводился фестиваль «Земля предков», организованный несколько лет назад энергичным Луничкиным А. Прибыл и врио Главы Евстифеев А.А. Много людей, праздничное настроение, пестрит от многообразия национальных костюмов и улыбок. Красиво оформленная сцена, громкая аппаратура, на всю площадь микрофонный голос ведущих и артистов, хлебом-солью встречают гостей, дали приветственное слово главе. И, вдруг, как всем показалось, откуда-то из-под земли неизведанная энергетическая Ю-сила отключила микрофон! Забегали операторы, тыкая и проверяя провода, ничего не получается. Так и пришлось весь текст Евстифееву А.А. говорить без усиления звука. Никто ничего не слышал. И, чудо, микрофон снова заработал, лишь только заговорил другой. В недоумении разводят руки, не понимая, что произошло. Со мной рядом стояла пожилая женщина, перекрестилась, по кожламары: «Значит, предки против, не хотят!».

Уже сегодня многие общественники и предприниматели, в том числе и Долгов Михаил Алексеевич говорят, что мы катимся в болото, топь, «куплонга». Нас засасывает в трясину. А сейчас мое мнение, что Евстифеева А.А. «съест» им самим же созданная конфигурация окружения. Как аутоиммунное заболевание.

Ведь когда у руководителя нет уверенности в правильности принятых решений, возникает «конфликт мозгов» человека. Он или запивает, или получает сердечный удар, или вовремя понимая это, уходит со сцены. Народ мало верит сегодняшнему российскому и мариэльскому правительству. Он не идет за ним. Все живут сами по себе и, снова — новый отток жителей и предпринимателей из республики. Нет веры и согласия. Значит, нет будущего с ними. Опять приходим к новому кризису власти и управления республикой. Подумалось, как быстро сжалась синусоида.

Сегодня Михаил Алексеевич бодр, здоров, занимается физкультурой, а он кандидат в мастера спорта СССР, и всегда рядом его семья. Ему 69 лет. Хороший дом, престижный район Подмосковья, достаток и спокойная семейная жизнь, что еще надо? Но все сильней и сильней тянет его на Родину, в Обшияры, повстречаться с родными, побыть на могиле родителей, увидеть родную Помарскую школу и своих еще живущих одноклассников. Вспомнить, как бурно прошла жизнь и служба во многих странах мира. Ради чего? Ведь настолько очевиден и прост ответ: «Чтобы люди жили лучше и чище! Чтобы Отечество развивалось!».

Он клятву солдата давал! Все еще болит душа Михаила Алексеевича за свой край. И, как специалист, окончивший Академию внешнеэкономической деятельности, кандидат юридических наук, продолжает анализировать социально-экономическую и общественно-политическую жизнь Марий Эл. В его статьях сквозит игольчатая боль за наше будущее. Точные, проверенные цифры, знание отраслей экономики говорят о тревожности обстановки.

Прислушаться бы власть имущим к замечаниям и предложениям Михаила Алексеевича?! Но нет, безумие, снова из него пытаются сделать оппозиционера, и, простите, даже националиста. Глупцы! Ведь тот, кто не слушает народ, сам становится оппозиционером, но уже к этому самому народу. Аксиома!

Завершая небольшой очерк о замечательном человеке, Долгове М.А., хочу обратиться к нему самому. От имени многих и многих, знающих Вас друзей, коллег, желаем Вам, Михаил Алексеевич, здоровья, позитивного настроя, добра и радости в жизни. Население Вас помнит и уважает за принципиальность и твердость.

Вы ни разу не прогнулись перед трудностями. Вам не свойственна ложь, Вы честны перед собой и людьми. Дай Бог Вам долгой жизни.

С днем защитников Отечества! С наступающим днем рождения Вас!

С уважением,
председатель правления Фонда «Чоткар патыр» 
Игорь Кудрявцев