В переполненном зале собралось более полусотни человек. Круглый стол вел Н. М. Харитонов, председатель Комитета Госдумы по региональной политике, Севера и Дальнего.

Мне Николай Михайлович памятен как кандидат в президенты России во время выборов, кажется, 2004 года.   

Представитель Минпроса России рассказал о создании Фонда поддержки языков коренных народов. В 2019 году Фонд планирует разработку учебников для изучения языков коренных народов. В федеральный перечень учебников включено только восемь учебников.

Минпросовцу был задан вопрос о кочевых школах, но ответил он что-то неуверенное, мол, вопрос прорабатывается. 

На мой вопрос представитель Минпроса ответил, что в настоящее время изучается 81 родной язык, что на семь языков больше, чем в 2017 году. Сколько языков народов России не изучается, он ответить не смог.   

Представитель Якутии задала вопрос о приостановлении выплаты стипендий студентам из числа коренных народов.  

Представитель Росрыболовства Евгений Кац сетовал, что не может определить, кто является представителем КМНС без составления реестра представителей КМНС, а количества заявок от общин столько, что рыбы на всех не хватит. 

Однако депутат Госдумы из Красноярского края В. Г. Поздняков привел пример, когда представителям КМН края дается квота на вылов около 40 кг рыбы в год на человека. И это при том, что рыба является основным продуктом питания для представителей этих народов. 

Представители муниципалитетов объяснили г-ну Кацу, что национальность может быть определена на основании выписки из похозяйственной книги, которая ведется муниципалитетами. 

Прекрасно выступила руководитель соседской общины коренных народов Сахалина Ирина Грудова, которая рассказала о тех проблемах, которые искусственно создаются на Сахалине для представителей КМНС. 

Я обратил внимание представителя Росрыболовства на то, что общая численность КМНС России — всего лишь 214157 человек. Из них менее половины имеют отношение к рыбе. Каким образом сто тысяч рыболовов могут быть источником исчерпания рыбных ресурсов, объем которых исчисляется сотнями тысяч тонн, нельзя представить себе даже в самых смелых фантазиях.          

В своем выступлении я поставил, в частности, следующие вопросы:

  • включения в рекомендации предложения дополнить законодательство положением о выявлении, признании и использовании священных мест коренных народов**;
  • более тщательного выявления потребностей в изучении языков малочисленных народов (такие потребности есть у води, ижорцев, тувинцев-тоджинцев и десятков других народов). 
  • необходимо наконец-то решить вопрос о признании народа айну коренным малочисленным народом Дальнего Востока.

Оригинал