В выходной 17 февраля в Халтуринском парке Кирова собрались представители собственников жилья, экологических движений и сразу трех политических партий (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), чтобы заявить несогласие с так называемой «мусорной реформой». Около 500 человек — конечно, уже не горстка, но все равно еще мало, слишком мало участников, чтобы стать заметным городским событием и повлиять на решимость партии власти протащить и реализовать свою очередную вредоносную инициативу. Между тем митинг был организован отлично, и ораторы дали исчерпывающую характеристику тому региональному действу, которое на уровне страны прикрывается лицемерной фразеологией о бережном отношении к природе. 

Во-первых, в Кировской области проводимые мероприятия лишены даже формального экологического смысла. Если некоторое время назад кое-где во дворах можно было найти контейнеры для раздельного сбора пластика и бумаги, то отныне подобные емкости исчезли — понятие раздельного сбора в схеме обращения с отходами отсутствует начисто. Возможности создания системы полного цикла обращения с отходами, использующей наилучшие доступные технологии с безотходным и безэмиссионным производственным циклом по европейским стандартам, кажется, вообще не рассматривались. Но без движения в данном направлении преобразования не имеют никакого природоохранного значения, это ненужная реформа «для галочки».

Сделаю отступление насчет того, что все могло быть иначе. В частности, новосибирская фирма ЗАО «АвтоРециклинг» несколько лет предлагала субъектам Российской Федерации, в том числе правительству Кировской области, инвестиционные проекты по созданию вышеназванных систем, предполагающих закрытие и ликвидацию всех мест размещения отходов при сохранении текущих тарифов для населения. Для нашего региона цена вопроса составляла 6,7 млрд руб. с окупаемостью за 2,5 года. Наверное, неподъемная для дотационной территории сумма, у федеральной же власти приоритеты были не те — Россия готовилась к «мундиалю». Одно строительство «Зенит-Арены» обошлось казне в 43 миллиарда, что в шесть раз дороже механизма, позволявшего Вятскому краю не утопать в мусоре. Идея национального проекта по ликвидации свалок, площадь которых в РФ (41 тыс. кв. км) сравнялась с размерами Швейцарии, в кабинетах власти не прижилась. 

Во-вторых, бессмысленная по сути реформа превращена в новый инструмент грабежа населения. Многократно выросли тарифы на вывоз и утилизацию мусора, в отдельных случаях в 10 (!) раз. Никаких разумных объяснений по методике формирования подобных тарифов не существует, потому что взяты они, по всей вероятности, с потолка. Ведь в реальности ничего не изменилось — прежними остаются и качество услуги, и количество вывозимых отходов. Кировские активисты добиваются от ФАС (федеральной антимонопольной службы) начала проверки обоснованности тарифов, в суды поданы иски о незаконности введенных мусорных поборов. С трибуны неоднократно прозвучало важнейшее требование: взимать плату не с человека или квадратных метров, а по свершившемуся факту. Если мы установили счетчики на воду, электричество, газ, тепло, то никто не мешает нам считать вывозимые контейнеры. Кстати, это будет хорошей мотивацией снижать объемы производимого мусора, тогда как при внедряемом сейчас порядке всякие стимулы к меньшему загрязнению природы отсутствуют. 

Выступающие проводили аналогию с поборами на капремонт. Львиная доля средств, изымаемая из карманов граждан, идет на содержание бюрократических структур, тогда как ветхие дома продолжают ветшать. Введенный с 1 января дополнительный мусорный налог, поддержали мысль митингующие, станет кормушкой отдельных бизнесменов и депутатов. Чиновники стремятся переложить на плечи нашего небогатого населения задачи, которые должны были решать за счет бюджета, но они его предпочитали пилить. В конечном итоге, уверено большинство собравшихся, мусорное обиралово предназначено для разворовывания. Причины для сомнений граждан весомы. К примеру, кто мешал строить мусороперерабатывающие заводы на миллиарды, уплаченные предприятиями в виде экологических сборов, но где теперь эти миллиарды? 

В-третьих, грабительская реформа уничтожает немногие ростки цивилизации, которые возникли в сфере обращения с отходами в отдельных сельских населенных пунктах и садоводческих товариществах. Там каждый домохозяин приобретал собственный контейнер и заключал договор о вывозе мусора по индивидуальному графику. Именно такая схема приводила к наилучшим экологическим результатам — окружающие человеческие поселения леса и поля прекращали прирастать кучами мусора. Оказывается, обычный русский человек, как бы его ни презирала «Единая Россия», вполне способен вести себя по-европейски, если попадает в соответствующие условия. Но власть постановила вернуть суверенный отечественный порядок, основанный на установке единственного в населенном пункте контейнера, добираться до которого сотни метров по сугробам. 

Наконец, слово на митинге получили противники полигона ТБО в Слободском районе. Густонаселенный район в географическом центре Кировской области обречен на участь гигантской свалки со всеми ее неприглядными атрибутами. Из власть предержащих так никто и не удосужился пояснить, чем продиктовано непреодолимое желание валить мусор под носом десятков тысяч людей, когда в регионе полно опустошенных территорий.

...0,1% вышедших сегодня на акцию протеста жителей Кирова, возможно, смех для «мусорных королей». Хочется сказать оставшимся 99,9%, что больше нельзя оправдывать себя тем, что о митинге «не слышали, не видели, не знали». Время такое и обстоятельства такие, что необходимо слышать, видеть и знать. Просто не надо затыкать уши и закрывать глаза, надеясь, что вашу жизнь за вас устроят другие. Тут один обосновал отказ участвовать в митинге тем, что диоксины со свалки начнут выделяться, когда его уже на свете не будет. К сожалению, диоксины другого рода может выделять сам человек — диоксины запредельного эгоизма и равнодушия. Еще неизвестно, какие опаснее.

Оригинал