Фильмы Юрия Быкова я люблю за честность. За ту бескомпросмиссную честность, от которой хочется зажмуриться и мотать головой, пытаясь все срочно «развидеть». Такие фильмы часто называют чернухой и безнадегой. Смотреть их – работа. Эту работу я делаю с удовольствием.
Сюжет из недавнего прошлого. Владелец банкротит завод, работяги маленького городка остаются без работы. Один из них, бывший спецназовец Седой, предлагает захватить богатея по фамилии Калугин в заложники и стрясти с него деньги. Привезти эти самые деньги берётся глава личной охраны бизнесмена по кличке Туман. Его вооружённые до зубов «спецы» приезжают ночью на завод Калугина, где босса держат в заложниках…
«Нечего терять» - удивительнейшее состояние. Оно обманчиво толкает на глупости и крайности. Потому что на самом-то деле у человека всегда есть, чего лишиться. Например, жизни.
Жизнь или идея, деньги или правда, можно ли в одиночку изменить систему, сближает ли общая беда… На каждый из этих вопросов придется ответить героям на пустом ночном заводе. На каждый из этих вопросов зритель будет отвечать себе самостоятельно еще долго после фильма.
«Завод» как символ современной России, которая сегодня находится в ситуации, где не найти ни правых, не виноватых. Вернее, в которой каждый сначала прав, потом – виноват.
Здесь всех жалко до отвращения. Истории каждого героя раскрываются в нескольких кадрах и фразах. Мы знаем, что привело каждого «к черте», понимаем, что маховик уже запущен и «обойтись малой кровью не получится».
Спецназовец Седой – типичный революционер, борец за высшую справедливость. Он верит в нее, верит в то, что сейчас Олигарх покается и все пойдет как надо. Только вот беда – он не знает, «что такое хорошо» и как это «надо». Не было в жизни у Седого такого опыта. Только бедность, ненависть и вечное «за что» в единственном оставшемся глазу.
«Завод» - фильм мельчайших деталей, фильм взглядов и слов. Даже, если очень хочется зажмуриться, продолжайте смотреть на экран. На нем – мы с вами. На нем ответ на все эти «1941-1945 можем повторить», «а ты за кого голосовал», «мне бы только бабок побольше»… Ответ – как пощечина. Хотите – подставляйте вторую щеку.
Финал фильма сначала разочаровывает. Больно уж напряженное действо наблюдал зритель полтора часа, чтобы раз – и все. Но, поразмыслив, понимаешь, что другого решения быть не может. Катарсис режиссером задуман после титров. Потому что вы еще можете что-то с этим всем сделать…