Кому мешает Конституция? Цель проектов переустройства Российской Федерации. Стратегия развития или разрушения? К чему приведет укрупнение регионов. Старые мифы о национальных меньшинствах и республиках России.
В предновогодней суете без достаточного внимания (на это, видимо, и был расчет) осталось предложение В. Володина проанализировать, насколько положения Конституции РФ «эффективны и не утратили свою сущность». Фактически это предложение начать работу по изменению Конституции. Глава законодательной власти РФ предлагает Президенту РФ — гаранту Конституции «не относиться к ней как к догме», а менять ее в соответствии с текущими потребностями.
Какие именно нормы основного закона, по мнению Володина, могли «утратить свою сущность», из его выступления неясно. Так же, как и какие конкретные замыслы скрываются за этим заявлением.
Но главная цель кремлевской администрации всем известна — как наиболее безболезненно для себя сохранить власть после 2024 года. И в Кремле активно ищут решения этого вопроса. Этой же целью продиктованы новые попытки добиться объединения России с Беларусью в единое государство. Впрочем, Кремль может решить проблему 2024 года просто, — убрав упоминание о числе сроков президентства, и никого это особо не удивит.
Другой важнейшей целью кремлевской администрации является установление более надежного контроля над регионами. И вместе с решением задачи сохранения власти у правящей элиты есть соблазн перестроить Россию под себя. И не зря разговоры об этом активизировались после продавливания Пенсионной реформы, когда власть приобрела абсолютную уверенность в своих силах. После провала на сентябрьских выборах 2018 года в нескольких регионах разговоры об изменениях Конституции, административно-территориального деления РФ на некоторое время затихли. Ценой огромных усилий, восстановив контроль ЕР над Приморьем, власть снова приобрела уверенность и осторожно взялась за старое…
Какие угрозы несут планы переустройства России, предлагавшиеся за последние годы или уже реализуемые федеральной властью?
Одной из главных идей переустройства Российской Федерации остается укрупнение регионов — уменьшение их числа путем объединения.
В июле 2018 года Минэкономразвития РФ (МЭР РФ) был представлен проект Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года. Официально, цель стратегии — изменение территориальной организации расселения и экономики РФ. Согласно предлагаемой стратегии территория РФ поделена на 14 экономических макрорегионов, и планируется развитие страны на основе 40 агломераций (центров экономического роста). Задача создания макрорегионов поставлена, но их статус в перспективе пока не ясен. Хотя в правительстве утверждают, что речь об изменении административно-территориального деления страны не идет, в регионах не доверяют этому.
В стратегии существующим регионам внимания уделено мало и отведена лишь пассивная роль. Абсолютное большинство регионов давно лишились какой-то политической субъектности, самостоятельности даже во внутренних вопросах. Если большинство функций экономического планирования, управления, финансирования будут отданы макрорегионам или агломерациям, то такие регионы окажутся пустыми второстепенными административными единицами. Особо следует обратить внимание, что согласно Стратегии пространственного развития около половины регионов не имеют перспективных центров развития (агломераций), можно считать признаны бесперспективными. Тем самым реализация стратегии будет разрушать существующую федеративную структуры страны, даже если формально она сохранится.
Другой вариант развития ситуации — на базе макрорегионов и агломераций попытаются создать новые регионы, полностью перекроив административно-территориальное деление и Конституцию РФ.
В среднесрочной перспективе такой план обречен на провал. Подобное укрупнение осуществлялись в период становления советского строя. И даже в условиях диктатуры большевиков и командной экономики суперрегионы просуществовали лишь несколько лет в 1922–1929 годах. Укрупнение регионов приведет к необходимости их разделения в ближайшей перспективе и необходимости формировании федерации заново. Даже сейчас средняя площадь одного субъекта РФ — более 200 тысяч квадратных километров, что примерно в 1,5 раза больше средней площади одного европейского государства.
Вообще, ни в одной стране мира, тем более в федерации, никогда регионы добровольно не объединялись. Объединение регионов означает удаление от центра власти для большинства жителей, ухудшение качества управления и ухудшение финансирования данных территорий.
Как бы ни старались обосновать проекты по укрупнению регионов, но это попытка применить чисто корпоративные методы к управлению страной. По сути, Россия давно стала унитарной страной, власть и правящая элита относятся к ней как к собственности частной компании. Для них регионы, миллионы людей, целые народы, исторические области — это всего лишь отделения гигантской корпорации, ресурсы, которыми центральная власть хочет управлять единолично, в более простой, удобной для себя форме. И с точки зрения управления крупной компании неудобные, неэффективные отделения можно просто ликвидировать, а людей уволить или перевести в другие подразделения. В госкомпаниях подобные трансформации происходят часто, иногда, просто когда нет идей развития, а делать что-то нужно — для имитации реформирования, или для удовлетворения чьих-то амбиций — создать хорошую должность для нужных людей. Люди, создающие подобные проекты, мыслят в лучшем случае на уровне менеджеров отдела корпоративного развития крупной компании, а не на уровне управления крупнейшей страной мира.
В кремлевской администрации пытаются найти наиболее удобную для себя систему управления и контроля над страной, а не пути развития страны и регионов. Пока вряд ли в Кремле приняты конкретные решения о переустройстве России. Но подготовка и мониторинг общественного мнения к этому идет. Данный проект — один из шагов.
Теперь подробнее о том, что будет, если произойдет радикальное укрупнение и переформатирование РФ. И не так важно, сколько регионов будет при этом создано — 14,24 или 42. Важно, что это сильно отразится на жизни жителей нескольких десятков существующих ныне регионов.
Не надо быть провидцем или крупным экспертом, чтобы понять некоторые последствия укрупнения регионов. Достаточно рассмотреть процессы, протекавшие в регионах последние 25 лет.
Одновременно с демографическим кризисом и снижением населения большинства регионов происходила концентрация жителей регионов в областных и республиканских центрах и в их пригородных районах. Социально-экономическое развитие регионов в основном шло в областных центрах и вокруг них. В регионах происходит то же самое, что и в масштабах всей России, где происходит быстрый рост населения Москвы и Подмосковья. Население столиц регионов растет или остается примерно на одном уровне, а удаленных районов быстро уменьшается.
Посмотрим регионы, которые в разное время появлялись в списках на «сокращение». Например, в Чувашии около 55% населения сейчас живет в Чебоксарах и его пригородах — Чебоксарский район и Новочебоксарск. 25–30 лет назад в них жило 44% населения республики. В Кировской области: в Кирове и пригородах живет более 52% населения, в 1989 году было 36%. В Мордовии: в Саранске и двух пригородных районах живет 52% жителей. В периферийных районах, наоборот, произошло резкое снижение числа жителей. Так, в Алатырьском районе Чувашии население с 1989 по 2018-й снизилось на 30%, в Темниковском районе Мордовии — на 47%, Опаринский район Кировской области — на 46%.
Подобное же укрупнение происходит на уровне районов во всех регионах. Чем хуже социально-экономическое положение, тем большая доля населения концентрируются в административных центрах.
В случае потери статуса областного центра или существенного снижения полномочий региональной власти, несколько десятков крупных городов, потерявших свой административный, ждет кризис и постепенный упадок. Произойдет сокращение госслужащих и работников всех отраслей, связанных с обслуживанием административного статуса города, уход или закрытие многих компаний, работавших на нужды региона, снижение статуса и упадок региональных вузов. Укрупнение регионов сделает неперспективными десятки крупных городов и их пригородов с миллионами жителей.
За последнее столетие политику укрупнения в разных сферах проводили не раз, и продолжают это делать. В советскую эпоху политику укрупнения на уровне сел в 60–70-е годы ХХ века пережили миллионы жителей РСФСР. В результате нее исчезли более 260 тысяч «неперспективных» деревень в основном в центре и севере России. Она привела к социально-экономическому кризису и депопуляции сельских районов, и после отмены деградация и разрушения села продолжилось.
В республиках в планах по укрупнению регионов видят прежде всего попытку ликвидации национальных автономий. Недовольство национально-территориальным делением страны открыто многие политики и на это завуалированно намекает кремлевская администрация. Устами Жириновского об этом говорится уже 25 лет.
Поразительно, но ностальгирующие об имперском прошлом России политики упорно стараются привести ее в состояние накануне распада империи, — Российской империи Романовых начала XX века, (или Советского Союза 70—80-х годов). Необходимость национальных автономий понимали даже некоторые цари из династии Романовых. Гораздо больше удивило недавнее заявление А. Венедиктова (который вроде бы до этого активно защищал национальные языки и права республик) о том, что национальные меньшинства и республики являются угрозой для России. Что свидетельствует о том, что большинство московских политических сил заражены имперской идеей.
Причины распада Российской империи и Советского Союза в современной России переворачивают с ног на голову. Причиной распада СССР называют деление страны на национальные республики. Почему же тогда распалась Российская империя, которая к началу ХХ века стала жестко централизованной империей? Почему в Кремле обращали внимание на статус Донецкой и Луганской областей, создавая ДНР и ЛНР?
Вокруг национальных республик РФ есть два главных мифа, созданных СМИ за последнее десятилетие.
Первый миф: республики могут вызвать распад РФ. Никаких юридических и политических механизмов выхода республик из состава РФ нет. Что касается Татарстана как наиболее самостоятельной республики: имея национальный татарский статус Татарстан сильнее всех регионов интегрирован с РФ, имеет наиболее сильные межрегиональные связи.
Народы и республики Поволжья являются важнейшим элементом, связывающим исторически, культурно, и благодаря внутринациональным связям Россию в единое целое. Наоборот, ассимиляция и смешение наций отрывает людей от национальной культуры и исторических корней, переходу к глобальной культуре, ведет к формированию новых региональных этнических групп...
Второй миф: национальный статус республик ущемляет интересы русских, живущих в них. Лучшее опровержение этого — демографические показатели. Республики Поволжья — единственное место в европейской части РФ, где убыль русских за последние 25 лет не имела катастрофический характер. Естественная убыль русских в 1992–2017 годах (разница числа умерших и числа родившихся по отношению к населению начала 90-х) в Татарстане и Удмуртии составляла порядка 3–4%, тогда как в ЦФО РФ — около 15%, в т. ч. в Москве — около 7%, в ряде областей центра — более 20%.
Чем же мешают республики и коренные нерусские народы России. Прежде всего они мешают окончательному превращению РФ в полностью унитарное корпоративное государство.
Эта политика направлена не только против нацменьшинств. Согласно Стратегии пространственного развития из 22 регионов центра, Севера и Северо-Запада РФ, которые можно считать историческими русскими областями — 15 областей не имеют перспективных центров роста. Поэтому большинство исторически русских земель ждет дальнейшая депопуляция и экономическая депрессия.
Безусловно, мы здесь коснулись лишь части проблем, которые способен вызвать передел регионов России. Таким образом, если планы по укрупнению регионов будут реализованы, это негативно отразится на жизни большей части территории России, а в перспективе ведет к разрушению страны.
Подведем некоторые итоги:
Население всех регионов перемещается поближе к власти и деньгам. Удаление от центра власти значительно ухудшает социально-экономическое положение городов и сел.
Полная или частичная потеря административных функций приведет к торможению и остановке развития, к экономической и социальной депрессии потерявших статус региональных центров городов и прилегающих районов, оттоку молодежи и наиболее активной части населения из них и их постепенной деградации.
В случае объединений регионов сотни сельских районов выпадут из внимания областных властей и будут стремительно пустеть.
Реальную выгоду — от реализации проектов по развитию инфраструктуры вокруг центров макрорегионов и крупных агломераций — получат лишь крупные компании близких к кремлевской власти олигархов.
Разрушение исторически сложившейся федеративной системы и административно-территориального деления РФ — путь к разрушению Российской Федерации.
Хозяевам нашей огромной корпорации не нужны субъекты федерации — а нужны управляемые территории на правах колоний, чтобы беспрепятственно добывать природные ресурсы или привозить туда мусор для складирования, не нужны народы и люди с сильным национальным самосознанием — ими сложнее манипулировать, им нужны неприхотливые работники, потребители, воспитанные на современной массовой глобальной культуре. Кроме того, попытка перекроить регионы — как и всякий масштабный проект для правящей элиты — возможность заработать и пристроить своих людей. В этом вся суть национальной и региональной политики действующей власти, основанных на интересах и страхах узкого круга правящей элиты. Но все же надеюсь, что чувство самосохранения, позиция здравомыслящих людей заставят власть отказаться от полностью авантюрных идей...
Наил Гыйлман, январь 2019.