Я не специалист в теологии, поэтому не могу разразиться глубоким анализом значимости подписания украинской церковью томоса. Хотя даже прокремлевские эксперты говорят, что иерархи РПЦ в растерянности и таких ударов церковь не получала уже более века.

Уверен, что это результат той политики, которую РПЦ ведет на протяжении последнего десятка лет. Где-то иерархи даже пытались это предотвратить, вспомните, что не было ни одного заявления церкви по войне на Донбасе, более того, патриарх заявлял, что паства находится по обе стороны конфликта.

Но рубикон был пройден раньше. На мой взгляд, тогда, когда церковь слишком смешалась со светской властью. 

Оправдывая и прославляя любые поступки власти, взамен получая мирские блага в виде земель, зданий да и просто денег. Все дальше отдаляясь от нужд паствы за стеклами дорогих иномарок и церковных бизнес-центров.

Я православный и крестился уже в в зрелом возрасте. Больше того, крестился после долгих бесед с рядовым священником одного из петербургских храмов. 

И на местном уровне, те священнослужители что я встречал — это образованные и искренние люди.

Но я прекрасно понимаю и разницу между нынешней верхушкой РПЦ, готовой в угоду властям отрекаться от своей паствы на болотной или Сахарова, и украинскими священниками, открывающими двери софийского собора, чтобы впустить избитых студентов, и не пропускающих туда беркут. Можем ли мы представить такое у входа в Храм Христа Спасителя?

Или можем ли мы представить наших священников между толпой ОМОНа и митингующими, как это делали украинские в период майдана. Именно в момент, когда благосклонность властей стала важнее поддержки людей, и был подписан тот самый томос.

Оригинал