Закон «О противодействии экстремизму» был разработан правительством РФ еще при Ельцине, а в июне 2002 года уже при Путине он был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Ст. 282 УК РФ под экстремизмом понимает не только действия, но и публично высказанное мнение. В такой формулировке она сразу стала эффективным оружием для ограничения свободы печати, слова и мысли, т.е. орудием экстремизма, направленным на фундаментальные конституционные принципы. Диалектика! 

Расплывчатость категории «экстремизм» дает широкий простор творчеству правоохранителей. «Чиновники-коррупционеры» — социальная группа? А почему бы и нет? А «оборотни в погонах»? А «депутаты»? Список может быть бесконечен. Любое общение тянет на статью. 

До 2012 года максимальная санкция за это преступление была до двух лет лишения свободы. Затем законодатель увеличил ее до четырех лет, потом — до пяти. Параллельно была доработана норма: уголовная ответственность наступает не только за действия, совершенные публично или с использованием СМИ, но также с использованием сети Интернет.

Закон создал кормушку для правоохранителей: зачем гоняться с пистолетом за бандитами, если можно с чашкой кофе бродить по интернету в поисках оскорбленных? Работа мечты для юных карьеристов. И численность «экстремистов» не могла не начать расти.
В 2005 году по ст. 282 было зарегистрировано 80 преступлений, по ст. 282-1 — 12, по ст. 282-2 — 21. В 2006 году было зарегистрировано 173 преступления и еще 201 дело находилось в производстве на 1 января 2006 года. (Сова. 24.05.2007). 

Дальше — больше. С 2011 по 2018 годы количество осужденных по «экстремистским статьям» выросло в четыре раза.

Коммерсант. 19.04.2018

 

Большинство осужденных — молодежь до 25 лет. Лучшего средства сделать из болтунов-вольнодумцев профессиональных борцов с системой не придумать. Трудно избавиться от подозрения, что экстремисты затеяли борьбу с экстремизмом, чтобы раскачать лодку.
СМИ стали наполняться анекдотическими историями о подвигах бесстрашных правоохранителей, которые ловят в сетях молодежь за критические мысли и грубые слова. Абсурд стал очевиден.

В. Жириновский в октябре 2018 г. по этому поводу писал:
«Если вначале по 282-й сажали лишь несколько человек в год, то теперь счет идет на сотни. Людям ломают судьбу за репост, за лайк, по абсурдным обвинениям. Ведь под разжигание социальной розни можно подвести вообще любую критику»

В конце 2018 г. Госдума вместо того, чтобы просто отменить абсурд, с подачи президента приняла поправки в ст. 282 УК РФ. Теперь она читается так:

УК РФ Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 519-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, 

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой,

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет» (Консультант Плюс).

Эксперт по уголовному праву, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин рассказывает, почему рано радоваться обновленной «антиэкстремистской» 282-й статье.

Все последние сумбурные законодательные годы законотворец шел творить преимущественно в сторону утяжеления уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ (Сноб. 20.12.2018).

«В соответствии с президентским законопроектом, уголовная ответственность по части 1 статьи 282 УК за действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, совершенные без квалифицирующих признаков, будет наступать только в том случае, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние». Однако стоит постулировать: диспозиция нормы, определяющая действия лиц, направленные на разжигание ненависти или вражды по отношению к определенной в статье категории людей или социальных групп, за что наступает уголовная ответственность, так и осталась нераскрытой, более того, стала размытой и неопределенной.<...> 

Таким образом с принятием этого законопроекта правовые основания привлечения к уголовной ответственности тех же пользователей социальных сетей по сути остались неизменны».

Оригинал