В селе корова всегда считалась богатством, а владелец коровы богачом. Даже присказка была среди аборигенов: женился на вдове с коровой (МО:СКА ДО:ВА), т.е. удачно. Даже потом, когда случилась горбачевская перестройка, совхозы стали разваливаться — лугов вокруг уйма, крестьяне стали держать по 2–3 коровы: мясо сдавали в любой садик или больницу только по справке ветеринара. Молоко сдавали в МТС, а больше скармливали тем же телятам и поросятам, из сливок делали масло и топили его в банки — на зиму, когда коровы «стояли» (не доились до отела). Каждому хозяину КОРОВЫ давали дотации — три тысячи, у кого больше, соответственно…
Но вдруг все стали переходить на технологии европейской переработки мяса, причем уже тогда, когда этих коров стали считать уже на пальцах, в Усть-Куломском районе понастроили убойных пунктов (цена вопроса — три и более млн рубликов). Строили местные же фермеры, а их, естественно, субсидировали местные чиновники по велению вышестоящих политиков. Вырастит, к примеру, коми крестьянин корову — рыночная ей цена тысяч пятьдесят, а продаст на тот убойный пункт всего за 30000 — вычтут за доставку, убой и т. д. Дотации крестьянин тоже перестал получать. Помните, как у ВИЛ: «крестьянин обладает стихией мелкобуржуазной по своей сути», то, что не выгодно ему, он и не производит. Сами считайте: комбикорм 600–700 руб, два мешка в месяц 1400 руб., а в год? А за один год корова не вырастет. Коровы нет, значит, и навозной органики, значит, и картофеля своего тоже нет — в магазин завозят… египетский!
Матушка корова стала невыгодным обременением для сельской семьи: выгоден стал пакет молока из магазина. Крестьянин обленился и запил, а баба ейная ноготочки покрасит и к телеку садится — сериалы пошли про западную жизню…
Теперь все по селу зарастает бурьяном — борщевиком. Вы думаете, откуда массовые пожары в России, особенно по весне? Травы не косят — КОРОВЫ нет. Когда лень культивируется массово — село исчезает. И разве только село?
От редакции: в конце прошлого года в Инте прошел митинг, где прозвучало требование отправить в отставку министра сельского хозяйства. Причиной стало то, что агрокомплекс «Инта Приполярная» прекратил производство яиц, которое давало ему 60% выручки. Правительство Коми считает, что производство яиц в Инте было убыточным. Подробности – в материале «Скоро заживем, если не уедем или не помрем».