Утечка бытового газа, взрыв, обрушение подъезда десятиэтажного дома, чуть ли не полсотни погибших... После трагедии в Магнитогорске у вас не возникает ощущения, что все небогатые жители многоэтажек являются в определенной мере заложниками? К примеру, нынешней осенью активисты в моем подъезде собирали подписи под обращением к властям, как раз связанным с ситуацией, что соседка, психически больная пожилая одинокая женщина, не контролирует свое поведение и не способна соблюдать технику безопасности.
По данным РИА «Новости» за 2017–2018 годы в России произошло не менее 44 взрывов бытового газа в жилых домах, пострадали около полутора сотен человек, несколько десятков погибли. На сайте компании «Газовый вектор» приводится более подробная статистика: «Общее число взрывов газовых баллонов в 2018 году достигло цифры 311, что более чем в пять раз превышает число взрывов в 2013 году, когда принималось большинство документов по эксплуатации газовых баллонов. 46 взрывов произошло в многоквартирных домах от 5 до 25 этажей». То есть каждый год бешеный прирост ЧП! Уже более 300 взрывов в год грохает чуть ли не ежедневно, идет настоящая война, а в это время спецслужбы ищут «экстремистов», постящих картинки в интернете! Сумасшедший дом какой-то.
Эксперт в сфере ЖКХ, член Торгово-промышленной палаты РФ К. Крохин считает, что в последние десятилетия полностью деградировала система газового надзора. По его мнению, именно данное обстоятельство является главной причиной роста числа подобных аварий, которые стали теперь регулярными. Необходимо заметить, что уровень безответственности, пофигизма, мизантропии в современном обществе и без того зашкаливает, а полное отсутствие контроля превращает бытовой газ в пороховую бочку, поджечь которую может любой неадекват. В России только официально зарегистрированных 26 тысяч самоубийц, 612 тысяч психически больных, 640 тысяч наркоманов, 1,5 миллиона алкоголиков, но численность латентных «шизиков» и психопатов, безусловно, на порядок больше. И управы на них нет — только крепостные стены частных коттеджей, которые большинству населения не по карману.
В таких условиях полагаться исключительно на надзор бессмысленно. Если обычными стали нападения на сотрудников скорой помощи (по информации Минздрава, за последние шесть лет произошло 1226 случаев их травматизма при подобных обстоятельствах), то не поздоровится любому безоружному инспектору. Проверки возобновить могут, но они все равно будут не столь частыми, чтобы вернуть гражданам чувство уверенности, что их жилье не сложится как карточный домик. В век НТР наверняка есть техническое оборудование, позволяющее незамедлительно выявить неисправность и предотвратить катастрофу. По здравому смыслу его наличие и должен был бы обеспечивать «национальное достояние» «Газпром», благо средств у него предостаточно. Если бы в нашем государстве главной ценностью признавались люди, а не капиталы.
Однако вместо безопасности владельцы и руководители предприятия до сих пор предпочитали направлять гигантские сверхдоходы монополии в собственные карманы. Если в 2005 г. 17 членов правления получили суммарный годовой доход в 367 млн руб., в 2010 г. — 1 млрд 87 млн, то в 2015 г. уже 2 млрд 703 млн, а в 2018 г. 3 млрд 268 млн. Любопытно, что рост оказался пропорционален динамике взрывов бытового газа. Аппетиты «капитанов бизнеса» растут несмотря на то, что в прошлом году прибыль компании обвалилась в четыре раза, упав до минимального за 15 лет уровня. Продавая природные богатства России ее гражданам за баснословные барыши, «Газпром», всегда усиленно добивавшийся имиджа «социально ответственной компании мирового уровня», и правительство щедры разве что на зажигаемые ими церковные свечи.
...Не сказать, конечно, что совсем уж ничего не стоит человеческая жизнь в современной России. Родственники погибших, как повелось, получат компенсации. Миллион-два за раздавленного ребенка или раздавленных мужа, жену, брата. На всех пострадавших придется примерно 2% от годового дохода топ-менеджеров «национального достояния».
4 Янв 2019, 12:12