Однокурсница прислала расчетный лист за минувший декабрь. С одной стороны, зрелище не для слабонервных. С другой, однако, я знаю ее как женщину тонкого душевного склада, ранимого человека, и она стоически переносит вид таких «расчеток» годами, так что читатель, думаю, тоже выдержит. Не без обсценной лексики, конечно, но выдюжит, а я постараюсь помочь пояснениями. 

В нашей профессии сейчас существуют «указные» категории — те, по которым региональные чиновники должны отчитываться перед вышестоящими инстанциями в свете показателей, установленных президентом. Надо сказать, что этим категориям здорово повезло, так как уровень их средней заработной платы «мониторится» ежемесячно, и, чуть что, сверху подбрасывают средства, не оглядываясь на формальности вроде подушевого нормативного финансирования. В том же декабре педагоги дополнительного образования или воспитатели детских садов вдруг получили по несколько тысяч рублей «премии» — просто так, чтобы отчитывающимся ведомствам подвести итоговые цифры к нужным значениям. 

И есть «не указные» категории, чья зарплата, по большому счету, никому не нужна. Естественно, кроме тех, кому ее выплачивают, но это, как говорится, их проблемы. А так она не нужна ни правительству, ни профсоюзам, ни прокуратуре, ни общественности. Одна из подобных групп — преподаватели средних специальных учебных заведений (техникумов, колледжей). Моя однокурсница преподает историю и социально-политические дисциплины точно так же, как любой учитель истории и обществознания в школе. Но если в школе оклад педагога в Кировской области на сегодня около 11100 руб., то в техникуме оклад преподавателя — около 4600 руб, то есть в 2,4 раза меньше. 

Особый цинизм существующей системы оплаты труда видится в начислениях, как бы учитывающих многообразие факторов сложности и качества. В приведенном выше «квитке» учтены: педагогическая нагрузка, на треть превышающая норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы; педстаж свыше 20 лет; наличие аттестации на первую квалификационную категорию; заведование кабинетом; иные дополнительные обязанности; повышающий персональный коэффициент и др. Только вот по факту за отработанный месяц работнику начислены около 11600 руб. — сумма, едва превышающая минимальный размер оплаты труда, соответствующий установленному прожиточному минимуму. 

И все по закону. Хотя если вычесть надбавки, то оставшихся денег хватит на 15 дней жизни. А что делать, если ты еще воспитываешь несовершеннолетнюю дочь? Идти на паперть после занятий? 

Женская логика порою необъяснима. Ясно же, что при подобном раскладе нужно сразу отказываться от всей дополнительной нагрузки, потому что МРОТ обязаны платить за одну только норму (18 часов в неделю). К черту «лишние» пять часов, к черту кабинет, к черту аттестация, к черту все остальное. Высвободившееся время можно потратить на работу по совместительству в другом учреждении, так как в своем ее тоже включат в размер «минималки». Но моя знакомая упряма: поплачет-поплачет и продолжает ходить на занятия, рассказывать о великой истории нашей страны. 

Иногда от безысходности она вывешивает в учительской статьи с сайта профсоюза «Учитель». Считает, что в ее положении виновато начальство учебного заведения, которое приплачивает «любимчикам», и подумывает обратиться то в прокуратуру, то в министерство образования, то в Счетную палату. Но не обращается. Полагает, что нарушений не обнаружат, а после жалоб на работе к ней будут относиться еще хуже.

...Раз в полгода однокурсница пишет мне: «Игорь, что мне делать?» Прошлый раз я посоветовал ей спросить на общем собрании, какова средняя заработная плата по региону, в системе образования, в техникуме и каким образом лично ей эту среднюю зарплату заработать. Раз не помогло, остается последний шанс. Попросить президента В. В. Путина включить преподавателей средних специальных учебных заведений в число сотрудников отрасли по «майским указам». Боюсь, кроме него в нашем государстве никто эту проблему больше решить не в состоянии.

Оригинал