В 1999 году сотня именитых экспертов, объединившись в «Клуб 2015», сочинила три сценария развития России на ближайшие полтора десятка лет.

«Вялая Россия» — тихое инерционное угасание; модернизация приносится в жертву самосохранению, усилия власти сосредоточены исключительно на сохранении своей власти.

«Мрачная Россия» — подавление одной группой элит всех остальных, монополизация правовой системы в ее интересах, сосредоточение усилий на сохранение и усиление своей власти.

«Smart Russia» — демократическое, «умное» развитие страны, сотрудничество с Западом, согласованность интересов элит, игра по правилам, наличие политической конкуренции.

Но уже в 2003 году, когда «Клуб 2015» подводил предварительные итоги, стало ясно, что ни один сценарий в чистом виде не сбывается, хотя в деталях эксперты угадали многое. На первых порах «новый курс» отвечал народным представлениям о справедливости, хотя никаких прямых свидетельств на этот счет так и не появилось. Народ желал, разумеется, хороших зарплат и пенсий, но и громких показательных процессов. Нелишним было бы, в его представлении, попутно «накрутить хвост Америке». Пусть у нас корова сдохнет, зато у них курица окочурится.

Советский эксперимент, хотим мы этого или нет, изменил европейский код русской нации, активизировал, условно говоря, дремавшую «ордынскую хромосому». Советский человек, как и любой другой, легко привыкает к комфорту, но люто ненавидит «несогласных» — они посягают на его представления о мировой гармонии. От государства он ждет милостей и впадает в гнев, когда вдруг краем уха услышит, что государство — это лишь инструмент, а его представители — обслуживающий персонал: социальные официанты и продавцы, поставщики услуг. Сама мысль о десакрализации государства для него невыносима.

И, наконец, на сегодняшний день мы видим гибридный вариант «Вялой России» и «Мрачной России» с тенденцией к милитаризации с крепнущим недовольством населения. Демократическое, «умное» развитие страны в очередной раз откладывается.

Оригинал