Уже долгое время, в регионах нашей многонациональной страны, идет работа по восстановлению культуры национальных меньшинств. В республике Коми, преподают в школах культуру Коми народа, вводят изучение Коми языка, проводят Коми фестивали. Однако, в республике Коми есть и Дом Дружбы Народов, где собраны представители различных народов и диаспор, которые делятся между собой культурным богатством.
С недавнего времени в городе Сыктывкар, при поддержке Дома Дружбы Народов республики Коми, появилась школа кавказских танцев. Многие задавались вопросом, на просторах интернета, зачем кавказские танцы на севере? Разобраться в этом вопросе нам поможет основатель танцевальной школы:
Представьтесь, откуда вы приехали, чем занимаетесь?
Зовут меня Аслан Джагаев, родом я из Осетии, последние пять лет живу в Москве. Учусь в ГИТИСе на продюсерском факультете. Кавказскими танцами занимаюсь с 10 лет, преподаю в различных образовательных и спортивных заведениях, вел собственную школу. Занимался не только с детьми, но и со студентами, организовывал гастроли, выступления. В Москве сейчас у нас есть основной коллектив, который также учит детей и взрослых кавказским танцам, а также участвует в различных культурных мероприятиях столицы. Также мы выступаем на различных праздниках, в том числе и в ресторанах. Это наш дополнительный заработок. Кавказские танцы ценятся и заказов на выступления у нас много. Решил развивать свою школу танцев и республика Коми первый регион, куда я приехал. Планируется открытие сети танцевальных классов в разных городах Коми.
Вы занимаетесь с подготовленными людьми или без подготовки тоже берёте?
Беру на занятия детей с нулевой подготовкой. Если честно, то с людьми без подготовки заниматься проще, с уже имеющейся базой, людей надо переучивать, а это всегда сложнее. Хотя база наших танцев взята с классики, все равно проще самому научить «под себя», видеть «свою руку». Кавказские танцы они наиболее универсальны, изучая классику мы нарабатываем базу, без которой какие то главные элементы танца уже не получаться, например постановка корпуса, постановка ног и рук и другое, это доступно каждому с любым уровнем подготовки.
Национальные кавказские танцы только для Кавказа или нет? Почему?
Кавказские танцы очень универсальны. Я мало знаю танцев, которые можно применить и на сцене и на празднике в кругу друзей. Например, балет, там нужна сцена, условия, балет не станцуешь на дискотеке. Кавказский танец и на сцене смотрится хорошо и в простом зале и в ресторане и на любых мероприятиях. Так же у нас есть положительный опыт занятий танцами и с русскими танцорами, и самое экзотическое на сегодняшний день, это сербская танцовщица в Московском коллективе. Тут больше вопрос нравится или не нравится. Вы спросили «почему» - потому что нравится.
Какую пользу человеку несут Кавказские танцы?
Душа любого человека требует выражения, не только дом, семья, работа, но имеется потребность выплеска эмоций, которое реализуется в танце. Это хорошая психологическая разрядка, которая, своего рода успокоитель для нервов, особенно в нашем быстро меняющемся мире. Человек, занимающийся танцами менее раздражителен, более уравновешен и чувствует себя психологически комфортно. Так же Кавказские танцы это хорошая фитнесс тренировка. Я не знаю ни одного танцора, который смог бы с максимальной «выкладкой» танцевать лезгинку более пяти минут один. В танце задействованы все группы мышц и голова. Сосредоточенность остается всегда, где поставить ногу, следить за партнером, как правильно сделать переход, голова должна работать постоянно. Люди занимающиеся кавказскими танцами имеют хорошую осанку, нет проблем со спиной, ногами, суставами. Отлично развита мускулатура, благодаря «кардио» нагрузкам, меньше проблем с сердцем и сосудами, нет проблем с лишним весом. Хотя приходят к нам на занятия люди с разной комплекцией, но уже через месяц они видят первые результаты изменения своего тела в лучшую, сторону. Девушки становятся более плавными, женственными, а мужчины более мужественными.
Кавказские танцы для всех кто хочет ими заниматься и жители республики Коми не исключение. У каждого должен быть выбор.
Некоторые граждане, с южных регионов России, в общественных местах нарушали покой людей, включая громко музыку и танцуя лезгинку. Такие действия вызвали негатив к самому танцу. Каково ваше мнение к сложившейся ситуации?
Всему есть свое место и время. Если человек кушает, то он кушает в возможном для этого месте, если идет на концерт, то он идет на концерт, а не куда-нибудь ещё. Мы приходя на концерты других коллективов не танцуем лезгинку, тут, наверное, дело в конкретной ситуации и людях. Ведь не танец виноват, что его танцуют, неуместно мешая другим людям, тут вина тех, кто это делает. Думаю негатив к танцу испытывать не совсем правильно, потому, что хулиганит не танец, хулиганит человек и вот в ситуации и человеке надо разбираться. Если винить сам танец, тогда, следуя этой логике, надо запретить все кухонные ножи и ломать хлеб руками, ведь много преступлений происходит с помощью кухонного ножа, но ведь судится не нож, а человек, если совершено преступление. Так же и с танцем. Танец это творчество, а в каких целях оно используется, виноват человек, а не танец. Чаше всего, неправильные поступки совершают люди, которые хотят привлечь к себе внимание, у них не хватает таланта для самореализации нормальными методами, вот они и прибегают к методам, раздражающим остальных людей.
Как влияют танцы на общение разных народов с разной культурой?
Если я хочу понять культуру народа, я смотрю на их танцы, проще всего и правильней всего начинать узнавать иную культуру с музыки и хореографии. Что бы изучить иностранный язык, уйдут месяцы, а вот через танцевальную культуру я сразу могу посмотреть, что из себя представляет народ.
Преподаватель во время занятий объясняет, что означает то или иное движение, почему оно так делается, почему так исполняется, а не по-другому, и через это, любой человек, который придет на занятие, будет знакомиться с культурой Кавказского танца и с народами Кавказа. Лучше будет понимать Кавказ.
Может ли культура Кавказа обогатить и дополнить культуру Коми?
На данном этапе моего пребывания в регионе, я не настолько проник в культуру Коми, что бы дать однозначный ответ. Возможно, сделать совместные мастер классы, с национальными коллективами, например в филармонии, но это в будущем. Сейчас у меня задача акцентировать все силы на развитии своего коллектива. Но на будущее я бы хотел, что бы номер коми был в моей программе, а наш танец был бы в программе коми коллектива. В плане хореографии, такое развитие очень полезно, как и для тех кто ставит, так и для тех кто учиться, это расширяет их кругозор. Я танцевал в разных коллективах, работал с разными людьми, и на сегодняшний день, от каждого я что то получил для себя, в этом и заключается мой профессиональный рост как танцора Кавказских танцев. Приведу пример, есть танец «Горский» и все народы Кавказа говорят, что это их танец, однако впервые этот танец исполнил один из Украинских коллективов. Танец был настолько «характерным», что его взяли кавказцы. Добавили «ноги», «руки», четкость исполнения своих движений, и получился танец «Горский». Взаимопроникновение культур через танцы вполне возможно, потому, что танец это международный язык. Танцем могут сказать намного больше, чем словами и общаться танцем могут люди разных народов с разными языками.
Что вы скажите нашим читателям на последок?
Приходите на мои занятия, будете здоровы, с хорошим душевным настроением и с хорошим багажом знаний Культуры Кавказа. Танец помогает в понимании людей разной национальности, языка, обычаев. В танце проще понять человека иной культуры и показать свою.