Эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) бьют тревогу: депутаты Госдумы приняли далеко не однозначный и угрожающий экологии и экономике Дальнего Востока законопроект, вносящий изменения в Лесной Кодекс Российской Федерации сообщает телеграмм канал Заметки о коррупции (https://t.me/mariel_korrupcia).
19 декабря 2018 года законопроект был окончательно принят в третьем чтении, за который проголосовало 330 депутатов Госдумы от партии Единая Россия и один депутат от КПРФ Сергей Казанков. В полном составе не голосовали ЛДПР, Справедливая Россия, КПРФ (за исключением Сергея Казанкова).
Изменения в Лесном кодексе предусматривают уменьшение размеров защитных лесов, что опасно, в том числе и для нереста лососевых - а значит, для всей рыбной отрасли Дальнего Востока. Кроме того, отдельные аспекты законопроекта способны привести к росту социальной напряженности в селах (жители населенных пунктов, попадающих в некоторые защитные полосы, лишаются возможности заготовки дров, что критично для мелких населенных пунктов).
Эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) официально обратились к Президенту России Владимиру Путину и председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой незамедлительно наложить вето и отправить на доработку этот закон.
Экологи настаивают: необходимо насторожиться также из-за того, что данный законопроект (который ставит под угрозу будущее 50 миллионов гектаров лесов и ценных видов рыб) был принят в последних двух чтениях буквально за два дня, без учета многочисленных обращений экологов к депутатам Госдумы и в Минприроды с требованием провести обсуждения законопроекта с учеными и экспертами в области рыболовства.
Специалисты Всемирного фонда дикой природы обращают внимание на то, что "принятый закон Казанкова и депутатов от Единой России прямо противоречит поручению Президента РФ, в исполнение которого он был разработан, и несет в себе высокие риски утраты значительной части защитных лесов и возникновения социальных конфликтов.
Поручением Президента РФ № Пр-1037 от 7 мая 2013 года (абзац 8 подпункта «в» пункта 1) предусматривалось внесение изменений в законодательство РФ для повышения правовой защищенности защитных лесов, общая площадь которых в России насчитывает 283 млн. га, в том числе «… установление правовых режимов указанных лесов и участков лесов, исключающих проведение в этих лесах и на этих участках промышленных рубок и передачу их в аренду в целях заготовки древесины».
Закон, который был принят Сергеем Казанковым и Единой Россией, не только не ограничивает в защитных лесах рубки с целью заготовки древесины, но и создает правовые возможности и предпосылки для значительного сокращения площади самих защитных лесов примерно на 50 миллионов гектаров, то есть на 18% от их текущей площади. Более того, перечень оснований для проведения сплошных рубок в защитных лесах только расширяется – разрешаются сплошные санитарные рубки в водоохранных зонах.
По факту, дополнительные ограничения на заготовку древесины вводятся только для одной из 17 категорий защитных лесов – орехово-промысловых зон, которые занимают площадь 10,3 миллиона гектаров, или 3,7% от общей площади защитных лесов. В этом случае требования закона излишне строгие – запрещается любая заготовка древесины, в том числе для нужд местного населения. С учетом того, что некоторые сельские населенные пункты расположены внутри орехово-промысловых зон, отсутствие возможности заготавливать в них даже дрова для отопления приведет к острым социальным конфликтам".
Только на одном Дальнем Востоке России под категорию орехово-промысловых зон попадает около 1 миллиона гектаров кедрово-широколиственных лесов. Приоритетным в них является организация охотничьего промысла, сбор пищевых и лекарственных растений, в основном - кедровых орехов. В Приморье есть шесть орехово-промысловых зон, включающих кедрачи.
«Основная проблемная часть нового закона, принятого депутатом Госдумы от КПРФ Сергеем Казанковым и Единой Россией – новые критерии для отнесения лесных участков к категории нерестоохранных полос лесов. По новому закону размер таких лесных полос сокращается с 1 км до 50-200 метров. В итоге, общая площадь нерестоохранных полос лесов уменьшится более чем в 10 раз.
Эта категория защитных лесов была создана для сохранения прибрежных зон водных объектов, где происходят нерестовые миграции и нерест ценных и особо ценных видов рыб. Сокращение лесов поставит под угрозу деградации нерестилища тихоокеанских лососей, атлантического лосося (сёмги), осетровых, сиговых и других ценных видов рыб.
Новый закон, принятый Сергеем Казанковым и Единой Россией является прямой угрозой для обеспечения продовольственной безопасности страны и сохранения водных биологических ресурсов в целом, - считает Николай Шматков, директор Лесной программы Всемирного фонда дикой приорды России.
Особо подчеркнем, что отношение олигархической семьи Казанковых к лесам всегда было откровенно потребительское. В марте 2017 года Звениговский районный суд в Марий Эл оштрафовал на 1,2 миллиона рублей руководителя и хозяина агрохолдинга “Мясокомбинат Звениговский” Ивана Казанкова.
Иван Казанков был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса («Незаконная рубка лесных насаждений в особо крупном размере»)
По данным следствия, в ноябре 2014 года по указанию председателя сельхозпредприятия работник «Звениговского» расчистил бульдозером 0,56 га лесных угодий на участке, который входит в зону ответственности Звениговского лесничества. В результате было уничтожено 196,6 м³ деревьев (липа, дуб, вяз, ель и другие).
В июле 2015 года Иван Казанков поручил подчиненным произвести вырубку леса на участке площадью 1,1 га. Были срублены деревья общим объемом 247 м³. Документов, разрешающих рубку и очистку территории, у председателя сельхозкооператива не оказалось. Причиненный лесному фонду ущерб оценивается в сумму более 1,7 млн. руб. За время следствия размер ущерба был возмещен добровольно и в полном объеме. Суд наказал Ивана Казанкова штрафом в 1,2 млн. рублей.
В апреле 2017 года было удовлетворено представление Прокурора республики о необходимости лишить статуса и мандата депутата Госсобрания Марий Эл Ивана Ивановича Казанкова в связи с тем, что имеет судимость по статье 260 УК РФ (уничтожение леса в особо крупном размере).