В конце ноября мне выпала крутая возможность прокачать журналистский скилл на семинаре SMART WORK ON THE WEB в Праге. Это мероприятие организовал проект Russian Newsroom при поддержке премии «Редколлегия» и центра Бориса Немцова. Среди участников — лауреаты «Редколлегии» разных лет и приглашенные журналисты, которые интересуются или имеют опыт в расследованиях.
Два дня эксперты из России и зарубежья рассказывали о том, как технологии могут облегчить работу журналиста-расследователя. Были реальные кейсы, были и гипотетические предположения о развитии технологий и их влиянии на работу сотрудников редакции.
Главная мысль, которую нам разными способами пытались донести в течение семинара: в будущем представить себе серьезный журналистский проект без программиста в команде невозможно. Проблема поиска и анализа информации, которая в «ручном режиме» занимала бы слишком много времени, решается элементарно за один вечер усилиями даже очень среднего спеца по программированию.
Нам показывали такие кейсы, которые для журналиста-региональщика выглядят как что-то на уровне фантастики. И речь не о том, как взломать секретные сервера. Нет! Все данные уже есть в Сети в открытом доступе. О каждом из нас в интернете уже лежит целое досье. Вы думаете, что удаление странички в соцсетях спасает?
Спикеры быстро спустили нас с небес на землю, когда вновь напомнили, что журналистское расследование невозможно без коммуникации с живыми людьми. Технологии не соберут историю, не нафаршируют ее интересными деталями, которые можно узнать лишь у причастных.
Как показывает практика, в условиях небольших регионов именно коммуникация — это камень преткновения. Люди не готовы говорить. Либо готовы, но исключительно по секрету. Чиновники или представители бизнеса тоже неохотно идут на контакт. Хотя любой самый простой учебник по PR расскажет, что потоками информации нужно уметь управлять, а не открещиваться от них.
Семинар в Праге был безусловно интересным и полезным. А в следующий раз хотелось бы побывать на семинаре, где коллеги делятся успешным опытом переговоров с теми, кто изначально не хотел говорить. Вот это точно будет полезно.