30 ноября 1939 года началась 1-я советско-финская война. Безумная авантюра получила продолжение в 1941 и в 1944 годах.
О Советско-финской войне 1939-1940 гг., которую поэт Твардовский деликатно назвал «незнаменитой», историки знают почти все. Тогда СССР в ультимативной форме потребовал у Финляндии часть территории, и та согласилась отдать цепочку островов, которая тянется вдоль судоходного фарватера в Финском заливе. Но Сталин на компромиссный вариант не согласился и, обозвав финнов «белофиннами», пошел на них войной. То есть повел себя как классической агрессор, за что в декабре этого же года СССР был исключен из Лиги наций.
К началу войны советская сторона сосредоточила на границе группу войск численностью в 426 тысяч против 265-тысячной финской армии. По артиллерийским орудиям советская группировка превосходила финскую вдвое, по самолетам в 9 раз, а против 26 легких финских танков СССР выставил 2 289 танков, среди которых были и такие монстры как КВ. При этом у финнов был ограниченный запас патронов и снарядов, а СССР в боеприпасах никогда не нуждался.
В начале войны тон советской прессы был бравурным: «Невольно любуешься доблестными бойцами Красной армии, вооруженными новейшими снайперскими винтовками, блестящими автоматическими ручными пулеметами. Столкнулись армии двух миров. Красная армия — самая миролюбивая, самая героическая, могучая, оснащенная передовой техникой, и армия продажного финляндского правительства, которую капиталисты заставляют бряцать оружием. А оружие-то, скажем откровенно, старенькое, поношенное. На большее пороху не хватает».
Но при нехватке пороха и «бряцая стареньким оружием», финская армия воевала гораздо эффективнее доблестных бойцов РККА. В двухтомнике «История России. ХХ век» приводятся такие данные о потерях в той «незнаменитой» войне.
РККА потеряла около 150 тысяч убитыми и умершими от ран, 17 тысяч пропали без вести, 6 тысяч попали в плен. Еще порядка 350 тысяч вернулись с «незнаменитой» войны ранеными, контужеными, обмороженными. Полностью потеряно 640 самолетов и 650 танков. Еще свыше 3 тысяч танков были подбиты и вышли из строя по техническим причинам. Чтобы хоть как-то оправдать потери, советская сторона придумала страшную сказку про финских снайперов, которые в 30-градусный мороз, как кукушки, сидели на деревьях и отстреливали бойцов РККА. И никому в голову не приходило, что снайпер после каждого выстрела должен менять позицию, то есть перескакивать с дерева не дерево, как белка. А огромные потери в танках списывали на коварное оружие возмездия — «коктейли для Молотова».
Финская сторона в той войне потеряла 19 576 убитыми (в 8 раз меньше!), 4101 пропавшими без вести, 43 557 — ранеными, контуженными и обмороженными. От 825 до 1000 человек попали в плен. Потеряно 62 самолета. Данные о потерях танков отсутствуют.
Формально Финляндия войну проиграла. После прорыва «линии Маннергейма» она уже не могла сдержать наступление Красной армии. И 12 марта 1940 года был заключен мирный договор, согласно которому боевые действия прекращались, а часть финской территории переходила к СССР. Но свою первоначальную задачу — создание Финской советской социалистической республики — СССР не выполнил, хотя уже было сформировано «запасное» советское правительство и «финская народная армия». И тогда на отвоеванной территории была поспешно создана Карело-Финская ССР, к которой в перспективе Сталин намеревался присоединить остальную Финляндию. Но этнические финны оттуда успели уйти, и именно тогда родился анекдот, в котором глава новой республики докладывает в центр: «Нашли двух финнов, один Фининспектор, другой Финкельштейн, да и тот оказался евреем».
В войне с Германией 1941-1945 годов Финляндия могла бы остаться нейтральной. Маннергейм, в прошлом офицер русской армии, Гитлера на дух не переносил, но Сталин сделал все, чтобы Финляндия вступила в войну на стороне Германии. И даже в начале войны все могло обойтись, но 25 июня 1941 года СССР спровоцировал 2-ю советско-финскую войну. В тот день, когда вермахт на западном фронте громил РККА, на северном фронте сотни советских бомбардировщиков нанесли массированный авиаудар по почти пустым финским аэродромам, ошибочно полагая, что там сосредоточились немецкие авиачасти. В результате противник понес очень незначительные потери, а советская авиация весьма ощутимые — финские истребители не дремали. После авианалета финны окончательно приняли сторону Германии, хотя, видит бог, они этого не хотели. 2-я советско-финская война позволила немецким частям блокировать Ленинград, а финнам отвоевать захваченные в 1940 году территории и закрепиться на Карельском перешейке. Такова была цена «упреждающего удара Сталина», начавшего глупую войну.
3-я советско-финская война началась летом 1944 года, когда Финляндия попыталась выйти из войны. Но СССР в очередной раз обрушил на северного соседа массированный авиаудар по городам, и армия перешла в наступление. Финны с минимальными потерями отошли на границу 1940 года, чем спасли свою страну от коммунистического порабощения.
Подробности всех советско-финских войн с картами и документами изложены в 600-страничной книге Марка Солонина «„Упреждающий удар“ Сталина». Читая ее, постоянно ловил себя, что сочувствую финнам, которые защищали свою страну, и жалею наших солдат, которые погибали на советско-финских фронтах из-за имперских амбиций и дурости своего главнокомандующего.
После Второй мировой войны СССР обложил Финляндию чудовищными контрибуциями. Но, как напоминает в заключительной главе Солонин, «чужое добро впрок не идет». «В истинности этой мудрой русской поговорки может убедиться сегодня каждый турист, проезжающий из современного российского Выборга в современную финскую Лаппеенранту. Из окна автомобиля может показаться, что это не Финляндия Советскому Союзу, а, наоборот, СССР Финляндии каждый год платил несметные миллионы…»