На сайте опубликовали доклад «Голоса» о том, как Хакасия выбирала главу. Эта кампания, несомненно, войдет в историю и поэтому заслуживает такого подробного изложения.
11 выводов, которые мы сделали:
- Кампания по выборам главы Хакасии изначально носила срежиссированный характер и не соответствовала стандартам свободных и честных выборов. Подбор кандидатов осуществлялся органами исполнительной власти с использованием «муниципального фильтра», что публично признавали в ходе кампании даже должностные лица.
- Анализ расходов кандидатов позволяет утверждать, что никто из них не планировал в первом туре составить реальную конкуренцию действующему (на тот момент) главе республики Виктору Зимину, который к концу августа израсходовал на свою кампанию около 19,5 млн рублей. Для сравнения: Валентин Коновалов (КПРФ) к тому же сроку потратил лишь 276 тысяч рублей, Александр Мяхар («Справедливая Россия») — 116,5 тысяч, а Андрей Филягин (Партия Роста) — 30,5 тысяч рублей. Агитационная активность кандидатов соответствовала уровню расходов.
- Средства массовой информации не выполнили свою функцию по объективному и всестороннему освещению выборов и программ кандидатов, не обеспечили соблюдение принципа равенства прав кандидатов. По данным системы «Медиалогия», в первом туре (период с 4 июня по 10 сентября) Виктор Зимин упоминался в российских СМИ 11 458 раз, а Валентин Коновалов — почти в 5,5 раз меньше (всего 2 139 раз). Во втором туре, до отказа Зимина от дальнейшего участия в выборах, ситуация изменилась, но действующий глава по прежнему получал в 1,5 раза больше упоминаний, чем его конкурент (8 383 раза против 5 704). Кроме того, во втором туре сохранилась тенденциозная подача информации. Деятельность многих республиканских СМИ была направлена на подрыв доверия и уважения к избирательному процессу и продвижение в угоду политической конъюнктуре альтернативных выборов в рамках акции «Народный глава».
- Характер кампании кардинально изменился во втором туре. Это выражалось в более активной агитации со стороны Валентина Коновалова, получившего уверенное лидерство в первом туре выборов.
- Отказ Виктора Зимина от участия в выборах со ссылкой на проблемы со здоровьем не подтвержден реальными фактами, которые скорее свидетельствую об обратном. Экс-глава региона после снятия своей кандидатуры еще некоторое время продолжал руководить регионом, а после этого получил назначение на высокую должность в РЖД. Отказ от намерения взыскать с него компенсацию расходов на организацию несостоявшегося 23 сентября повторного голосования создает предпосылки для превращения этой технологии по затягиванию выборов в повсеместную.
- Последовательные отказы от участия во втором туре выборов трех кандидатов носили спланированный и управляемый характер. Их задачами было искусственное затягивание сроков кампании, демобилизация сторонников Валентина Коновалова, дискредитация итогов голосования и, в конечном счете, воспрепятствование избранию «неугодного» для власти кандидата для создания в последующем возможности по проведению новых выборов — уже с участием только что назначенного врио главы республики Михаила Развожаева.
- Продление сроков избирательной кампании в связи с последовательным отказом от участия в выборах всех соперников создает для основного кандидаты проблемы с финансированием кампании, поскольку законодательство предусматривает лишь однократное увеличение максимального размера расходования средств избирательного фонда на 10% в связи с выходом кандидата во второй тур. Однако в сложившейся в Хакасии ситуации победивший кандидат фактически был вынужден работать и тратить средства избирательного фонда на протяжении четырех «вторых туров», три из которых так и не состоялись.
- Кампания по голосованию за «Народного главу» носила очевидный агитационный характер против кандидата Валентина Коновалова, и была организована при злоупотреблении административным ресурсом. Почти все общественные организации, чьи представители поучаствовали в кампании «Народного главы», оказались получателями бюджетных средств. Кроме того, о поддержке движения «Народный глава» высказался ряд должностных лиц, включая мэров Абакана и Саяногорска. Глава столицы республики Николай Булакин в нарушение законодательства по телевидению агитировал избирателей голосовать против кандидата от КПРФ. В кампании «Народный глава» приняли участие и члены избирательных комиссий.
- Проведение в день выборов параллельного голосования за неофициальных кандидатов на должность главы региона по сути подменяло собой реальные выборы, вело к их дискредитации.
- В этой ситуации система избирательных комиссий, продемонстрировавшая честность при подсчете голосов в первом туре выборов главы Хакасии, не смогла выступить беспристрастным и последовательным арбитром во время агитационной кампании в рамках второго тура. Реакция на деятельность движения «Народный глава» резко контрастирует с официальной реакцией избиркомов на кампанию с призывом бойкотировать выборы, которая проводилась в период президентской кампании. Движение «Голос» в связи с этим вынуждено констатировать наличие двойных стандартов в деятельности системы избирательных комиссий, что противоречит декларируемому принципу их непредвзятости.
- В день голосования 11 ноября была выявлена технология, позволяющая организовывать массовые фальсификации путем подмены списков «мобильного избирателя» для организации многократного голосования одних и тех же лиц. Эта проблема носит системный характер — технология может применяться по всей стране, включая назначенные на 16 декабря выборы губернатора Приморского края, если не будут приняты срочные меры. Сохранение «Мобильного избирателя» в неизменном виде будет ставить под сомнение итоги любого голосования, на которых будет использоваться этот механизм.