Исследования видеозаписей из Балашихи, которые провел @Виктор Кабанов, сподвигли меня на рисование иллюстраций по истории подмосковных выборов. Напомню: некоторые графики распределения участковых избирательных комиссий по явке являются намеками на статьи 142 и 142.1 УК. Дело в том, что значительные отклонения этих распределений от колоколообразного вида обычно дают негосударственным людям основания полагать, что явка была сфальсифицирована. Эти подозрения подтверждаются тем, что на несфальсифицированных выборах в однородных сообществах такие распределения всегда имеют колоколообразный вид.
Конечно, то, что сказано выше — лишь грубое описание одного из статистических методов исследования качества выборов, которое в каждом случае требует более тонкого изучения. Тем не менее, на основании таких графиков (в совокупности с другой информацией) можно, например, утверждать, что в 2007–2011 годах в Москве наблюдалась массовая электоральная уголовщина в составе организованной преступной группы (см., например, картинку https://ic.pics.livejournal.com/abuzin/9950899/102298/102298_600.jpg).
При экстренном назначении Эльмиры Абдулбариевны Хаймурзиной — вице-губернатора — на должность председателя Избирательной комиссии Московской области, все мы ждали, что она проведет выборы своего бывшего (а сейчас опять настоящего) начальника честно и без использования административного ресурса. Не могли мы этого не ждать, поскольку Элла Александровна при назначении так и сказала: способна, мол, в преддверии тяжелейших выборов улучшить работу избирательных комиссий и справиться с местными начальниками-монстрами. И решил я посмотреть, что говорит на эту тему классический статистический тест. Заодно посмотреть, как с этими же проблемами справлялись другие председатели Мособлизбиркома. Получилась вот такая картинка:
Я умышленно использовал здесь пятипроцентные интервалы, чтобы сгладить детали, отвлекающие от главного вывода. А он таков: самыми сфальсифицированными выборами (как и по всей стране) были выборы Медведева в 2008 году. Пришедший на смену Смирновой Вильданов, сумел совсем неплохо (в отличие от всей страны) провести выборы в Госдуму 2011 года, а также (вместе со страной) — выборы президента 2012 года. Но на первых выборах Воробьева Вильданов сломался. А «политический тяжеловес» Хаймурзина свои первые и последние (в качестве председателя избиркома, а не в качестве административного политтехнолога) провела как надо.
Очень показательной будет картинка, если нарисовать распределение УИК в однопроцентных интервалах. Для сравнения представлены два распределения: выборы Громова в 2003 году и выборы Воробьева в 2018-м:
Эта картинка — из той же серии, что и картины «Клык Алиева» или «Пик Володина». Явка в 40% оказалась особенно привлекательной для участковых комиссий Московской области под руководством Председателя Хаймурзиной.
До следующих региональных выборов в Московской области далеко — еще 3 года. Будем надеяться, что новый председатель Мособлизбиркома, бывший заместитель руководителя администрации Московской области И. С. Березкин в очередной раз сумеет справиться с административным ресурсом.