Сегодня мы поговорим о ЕГО ВЕЛИЧЕСТВЕ РЕЙТИНГЕ и манипуляциях в этой области.
Опять же на примере прошедшего в городе форума «Территория развития».
Немного теории
Ре́йтинг (англ. rating) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления. Список объектов или явлений, имеющих наибольший рейтинг, обычно называют «Топ N» или «TOP N», где N — количество объектов в списке, обычно кратное 10.
В советские времена и слово то это не употреблялось. Обычно были МЕСТА. И почетно было быть ЛИДЕРОМ, входить в тройку или «стоять на пьедестале». Да и вообще, советский период характеризовался довольно четкими характеристиками — тонны, километры, рубли и подобные им.
А уже в наше время, с развитием информационных технологий, бумом интернета, началось бурным цветом расти всякие рейтинговые агентства, составляющие сотни и тысячи всевозможных рейтингов.
Я — человек старой формации, и мне понятнее и приятнее прямые цифры. В принципе, на примере ПРЯМЫХ цифр я уже показал в первой части как можно манипулировать с инвестиционными показателями. Как бы рейтинги высокие, а на деле — пшик!
Но любят наши чиновники рейтинги, вот не проходит недели, как очередная «трубадурша режима» сообщает, что медиарейтинг подрос у известных личностей. А что такое «подрос»? Стали больше упоминать в СМИ. Прекрасно! Но по какому поводу? Всегда ли по позитивному?
Если бы медиарейтинг был в период СССР, то «один из самых высоких медиарейтингов в 1990 году имел Андрей Романович Чикатило» (особенно в конце года). Так что, не все тут однозначно с этим медиарейтингом!
Но остановимся подробнее на другом рейтинге, на рейтинге Агентства Стратегических Инициатив (АСИ), директор которого — Светлана Чупшева — посетила наш, смоленский форум.
Сразу и не нашел рейтинг этот НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СУБЪЕКТАХ РФ
Попробуйте на этом сайте его отыскать. Кто не сможет сам — вот вам ссылка.
Давайте посмотрим на те «колоссальные успехи» нашей области, о которых говорит Светлана.
Возьмем рейтинг за 2016 год. Что удивляет — во всех рейтингах, начиная с 2014 года, я так и не смог найти ПОЛНОГО списка. Во вкладках «Материалы» приведены только презентации, в которых указаны топ-20. И все! Если найдете более подробные данные (по всем «овер 80» объектам) — дайте знать!
Ну так вот узнаем, что в 2016 году в рейтинге был 81 субъект.
И при этом, опять же опираясь на слова Светланы Чупшевой, наш регион был «не так высоко — это была 80-я позиция» (С)
Запоминаем — 81 субъект, мы — 80! Интересно, а кто же был в 2016 году хуже нас? Кто тот единственный субъект?
И вот за два года мы сделали колоссальный рывок — якобы в топ-35. С одной стороны — прекрасно, такой рост — за два года более 45 позиций в рейтинге (ибо более точных цифр взять негде! Ну нет ОБЩЕГО рейтинга, есть только данные о топ-20)
С другой стороны — «с пола упасть невозможно», как говорили древние. С предпоследней позиции вверх двигаться несколько легче, чем в топ-20.
Есть еще «тонкий момент», если мы за ДВА года преодолели 45 позиций, то в год мы должны делать не менее 22 «шагов вперед». И, конечно, попадать в лидеры по продвижению.
Но этого НЕТ! Берем данные рейтинга за 2017 год.
Понятно, что опять речь про топ-20 и выделены лидеры по продвижению.
При этом эти ЛИДЕРЫ показали рост в 14–15 мест, а мы-то помним, что наша область рванула минимум на 22 места! Но при этом про Смоленскую область в отчетах и презентациях НИ СЛОВА!
Самый свежий рейтинг — рейтинг за 2018 год
Снова только о топ-20 (можете перейти на вкладку Материалы — там только презентация, и ни слова про нашу область!)
Но уже перечислены ВСЕ лидеры роста рейтинга.
Получается, что в 2018 году мы выросли не более, чем на 16 пунктов? А то бы попали в рейтинг!
Получается, что тогда в 2017-м наш рост был не менее 29 мест (45 - 16 = 29), но тогда бы о нас точно сообщили!
И единственное упоминание про нашу область — вот это
Ну, конечно, когда число средних и крупных предприятий в области стремительно сокращается, приходится покупать у «малого бизнеса». Так себе показатель.
Что имеем в итоге — на словах наша область за два года рванула с 80-го места в топ-35. Но подтверждений этой информации НЕТ нигде! Если кто найдет полные списки «рейтинговости» за 2016–2018 год — скиньте мне. С удовольствием опубликую!
И получается, что все эти рейтинги как бы «сами для себя» — какие-то там перемещения, росты (особенно радует сообщение, что из 81 субъекта 78 показали рост в рейтинге, уже улыбает!), улучшение климата, огромный интерес, триллионные инвестиции. И все из-за возникновения этого рейтинга!
Конечно, можно успокаивать себя, что этот рейтинг чрезвычайно важен, «многие компании ориентируются на него» (С)
Но по мне — это просто оправдание своей работы и тех огромных сумм, которые выделяются этим НКО для их исследований. А суммы-то, поговаривают, миллиардные!
Понимаете, это не министерства, не ведомства, не Росстат, это некие организации, пусть даже и с патронатом на самом верху, которые за наши с вами (бюджетные) бабки неплохо живут, составляют рейтинги, двигают там области и субъекты, ездят по форумам, рассказывают о «колоссальных успехах» (ну приятно организаторам такое о себе слышать), а вот насколько эти рейтинги важны для компаний-инвесторов — огромный вопрос.
Им намного важнее налоговые льготы, земля, инфраструктура, общий потенциал области, а не «сферический конь в вакууме», ибо даже методика расчета рейтингов не до конца установлена, и принимаются предложения по модернизации расчетов…
С другой стороны, форум провели, осанны губернатору и его команде пропели, сами себя похвалили «наши продуманные, системные действия» (С) и теперь мы точно «впишемся в траекторию уверенного роста страны» (С)
Побыстрей бы уж… А то снова вспоминается классик.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.
А насколько важны рейтинги для инвесторов, я расскажу на примере нашего индустриального кластера «Феникс», в котором первых инвесторов ждали еще в далеком уже 2016 году...
Но это будет третья часть. Не пропустите.
ЗЫ Кстати, мне такое предложение не поступало, но Евгению Плёнкину губернатор Островский предлагал писать в губернаторских СМИ в качестве независимого журналиста (так как «мало критики» (С)). Я готов безвозмездно (гонорар пусть перечислят в Фонд Мира) предоставить эти статьи Светлане Савенок для публикации в ее журнале.