Последние полгода серьезно перевернули политическое поле России. Почти 20 лет КПРФ теряли поддержку оппозиционно настроенных граждан, формируя политический пузырь из своих сторонников, постепенно маргинализируя протест. От относительно современной риторики нулевых годов, в 2017-м они вернулись к «Брежневским» фразам и лозунгам. К чему это привело, вы видели сами. На столетии Октября в Сыктывкаре, единственными участниками мероприятия были пенсионеры.
Придя на стопервую годовщину Революции, мы были несколько ошарашены. На театральной площади, под дождем, стояли более двухсот человек. Количество пришедших, по сравнению с прошлым годом, выросло более чем в два раза. Со сцены доносились не заученные годами фразы, а живые слова новых людей. Зачастую с КПРФ не связанных. Выступали социальщики, противники точечного строительства, экологи и много кто еще. Над толпой развивались новые, незнакомые флаги, а сами организаторы говорили достаточно живо и свежо, что для КПРФ редкость в любом регионе. Чтоб понять причину, как у нас водится, немного углубимся в теорию.
Политическая наука выделяет два вида партий, по отношению к обществу: объединяющие и разделяющие. Если сильно упрощать, то и из названия ясно, что первые ориентированы на общество целиком или на большую его часть. Они воспринимают своих сторонников в первую очередь как граждан, равных всем остальным (например, обе большие партии в США). Разделяющие же партии строятся на иной основе. Ими берется любой другой принцип определения своей аудитории. Например: класс, национальность или религия. Тем самым они выделяют определенную часть общества, зачастую откалывая ее от легального политического процесса.
КПРФ же не вписывалась ни в один вид. С одной стороны, они пользовались стандартными приемами объединяющих партий. С другой стороны, за счет коммунистической риторики и эстетики, они просто окукливали свою аудиторию, по сути, вынимая ее из общего протестного поля.
Сегодня мы видим совсем иную картину. КПРФ, как единственная левая парламентская партия (полумертвая СР не в счет), обязаны устраивать протестные акции. Так как всем остальным делать то же самое было тяжело, к КПРФ стали прибиваться и иные оппозиционеры. Вместе с общим увеличением протестной активности это привело к тому, что КПРФ резко сдвинулись в направлении объединяющих партий. Это движение было неосознанным и тем более неспланированным. Однако люди увидели, что «коммунисты» стали продвигать не только интересы любителей красных флагов и советской атрибутики, но более широкого круга людей. Что привело к повышению их поддержки.
Так что если в будущем мы увидим пробуждение спящих институтов, будьте уверены, одними из первых процесс коснется именно КПРФ.
1 фото — 2017 год.
2 фото — 2018 год.