Совет Федерации внес законопроект об упразднении «клеток» и «аквариумов» в залах судов (поправки в УПК РФ)
Группа членов Совета Федерации и Государственной Думы РФ внесла законопроект о внесении изменений в статью 9 Уголовно-процессуального кодекса РФ, дополнив ее частью третьей следующего содержания:
«3. Запрещается помещать подозреваемых, обвиняемых или подсудимых в защитные кабины в процессуальной зоне залов судебных заседаний, а также использовать иные конструкции, препятствующие общению указанных лиц с адвокатом (защитником)»
Поскольку здания судов в основном в стране построены до 2013 года, в настоящее время защитные кабины представлены преимущественно металлическими кабинами («клетки»). Стеклянные кабины («аквариумы») встречаются значительно реже.
Содержание в таких кабинах де-юре невиновных граждан вызывает обеспокоенность в плане охраны их прав и свобод, закрепленных как в нормах национального законодательства, так и в международных нормативных правовых актах и в первую очередь — в Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, а потому Совет поддерживает внесение соответствующих изменений, в том числе и по нижеследующим основаниям.
Во-первых, в действительности на практике у адвокатов и их подзащитных возникает целых ряд проблем в общении друг с другом в условиях нахождения последних в любом из двух перечисленных выше типов защитных кабин. В первую очередь речь зачастую идет о невозможности получения юридических консультаций доверителями от адвокатов без нарушения конфиденциальности. Кроме того, также ограничен обмен между ними документами и записками, имеющими прямое отношение к тактике защиты по делу.
Во-вторых, если перенести фокус зрения в другую плоскость, а именно — создание условий для соблюдения принципа презумпции невиновности, то сам по себе факт того, что лицо, в отношении которого судом рассматривается, по сути, вопрос о его виновности в совершении уголовно наказуемого деяния и которое при этом вынуждено находиться в условиях кабины, автоматически способствует формированию мнения участников процесса, слушателей (а среди них могут быть и представители средств массовой информации) и, что немаловажно — суда, о наличии достаточных оснований считать, что подозреваемый, обвиняемый или подсудимый действительно причастен к совершению преступления и более того — виновен во вменяемом ему нарушении закона.
Позиция Европейского Суда по правам человека, отраженная в его многочисленных постановлениях (например, Свинаренко и Сляднев против РФ (32541/08, 43441/08) и Воронцов и другие против РФ (59655/14), сводится к тому, что «обвиняемый не должен иметь на себе никаких внешних признаков его виновности во время судебного процесса», что могло бы повлиять на презумпцию невиновности. К этим признакам может относиться содержание обвиняемого в клетке в зале суда.
В-третьих, представляется, что само по себе содержание лица, в отношении которого обвинительный приговор не вступил в законную силу, не рядом со своим защитником, а за его спиной и в клетке или в будке из пуленепробиваемого стекла порождают у первого чувства беспомощности и собственной неполноценности, неразрывно связанные с нарушением его права не подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению.