Когда власть шарит в карманах своих граждан в поисках денег, то непременно проявятся охочие до чужих дензнаков предприниматели, которые давно приспособились обирать граждан при ничегонеделании. Организовали какое-нибудь малозаметное ООО, договорились с организацией, собирающей плату за какие-нибудь услуги, и спокойно считают заработанное вроде бы законным путем. Надзорные органы разбираться в хитросплетениях такого бизнеса не берутся. То ли квалификации не достаточно, то ли полностью отсутствует инициатива и чувство обязанности защищать интересы граждан, безропотно отдающих налоги на их содержание.
Разберемся с обслуживанием домофонов
Из письма Министерства Регионального Развития РФ от 23.08.2010 №30665-ИБ/14 «Об установлении и обслуживании домофонов» известно, что система автоматически запирающегося устройства входной двери в подъездах многоквартирных домов является общим имуществом собственников помещений МКД в соответствии части 1 статьи 36 ЖК РФ. Подтверждает это и Письмо Минэкономразвития РФ от 11 апреля 2016 г. №10686-АТ/04. Если МКД обслуживается Управляющей организацией (УО), то она обязана исполнять Правила содержания общего имущества и применять правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Статьей 39 ЖК РФ обязанность содержать общее имущество дома возложена на собственников жилых и нежилых помещений. Так как домофон является общим имуществом, то платить за него должны все собственники.
Возникает вопрос: какова стоимость обслуживания УО систем автоматически запирающегося устройства входных дверей? При формировании очередного Перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД Управляйка предложит собственникам утвердить сумму исходя из не законно предъявляемого размера оплаты организации по обслуживанию домофонов. Соглашаться с этим предложением не обязательно, тем более в Перечне указывать эту работу отдельной строкой. В Перечне присутствует строка «непредвиденные расходы», и этого достаточно, чтобы деньги оттуда расходовать на ремонт или замену не работающего домофона.
Кстати, в Ухте эта тема известна прокурорам, читавшим газету «Городские ведомости» от 15.12.2017 и 9.02.2018 года (их можно найти на сайте «ухталайф.рф» и, надеюсь, сотрудникам Государственной жилищной инспекции, обязанных знать о письмах-разъяснениях Минэкономразвития РФ. Не принимая никаких мер по пресечению нарушения жилищного законодательства по озвученной теме, сотрудники этих надзорных органов наверняка оплачивают по приходящим им квитанциям обслуживание домофонов, а может, их освобождают от незаконных платежей, чтобы не будить «лихо»?
Агентский договор двух коммерческих организаций
Организации разновеликие: малоизвестная в Ухте ООО «Сервика», зарегистрирована по адресу квартиры и занимается обслуживанием домофонов, и широко известное АО «Коми энергосбытовая компания» занятая сбором платежей за коммунальные услуги с собственников помещений многоквартирных домов Ухты. Объединил их, похоже, взаимовыгодный интерес к дензнакам. Заключили Агентский договор, и КЭСК по поручению «Сервики» стала ежемесячно собирать по переданному ей списку адресов незаконную плату за обслуживание домофонов по так называемой единой квитанции.
На каких условиях работала АО «КЭСК» в интересах ООО «Сервики», неизвестно, так как на запросы в адрес Ухтинского офиса продаж и обслуживания клиентов Ухтинского филиала КЭСК Агентский договор получить не удалось — коммерческая тайна. То есть организация, производящая начисление, предъявление квитанций, формирование и печать платежных документов, сбор денежных средств и взыскание с клиентов задолженности в случаях неоплаты отказывала в информации, за что клиент должен платить ей деньги. Тайной оказались и договоры «Сервики» с собственниками помещений, с которых требовали незаконную плату. Зато КЭСК открыл карточку договора с присвоенным клиенту условным номером в качестве обоснования предъявленных начислений за обслуживание домофона.
Имея в собственности пустующую много лет однокомнатную квартиру, зарезервированную для племянницы, в начале 2017 года решил разобраться с появившимися с 1.01.2017 года задолженностями за потребление электроэнергии, а заодно и с незаконными начислениями платы за обслуживание домофона в доме, где не жил и никогда не был прописан. Затеялась долгая переписка с руководителем ухтинского офиса продаж Ухтинского филиала АО «КЭСК» Е. Жарковой. Обращения посылал электронной почтой, а ответы упорно приходили почтой в адрес пустой квартиры. О запрашиваемом мной договоре с «Сервикой», номер которого стоял в платежных документах, не упоминали, однако в квитанциях ежемесячно росла сумма задолженности и появились начисления пени.
Осенью 2018 года решил собрать документы для обращения в суд. Записался на прием к директору Ухтинского филиала АО «КЭСК» Н. Барболиной и 30.08.2018 на личном приеме вручил письменные обращения. С ответом по «Сервике» от 9.10.2018 пришла копия Информационного письма от Генерального директора ООО «Сервика» А. Копотева приоткрывшего «тайны» выставления КЭСК платежей на пустующую квартиру. Оказалось, что основанием для начисления платы служит ныне действующий договор №1120 на техническое обслуживание домофона в подъезде, где находится пустая квартира, подписанный 20 августа 2007 года со стороны заказчика (Ф.И.О.), проживающего в соседней квартире. При всем этом признается устаревшая редакция настоящего договора.
Кстати, в «особой ухтинской системе ЖКХ» при молчаливом бездействии прокуратуры Ухты и ГЖИ по городу Ухта десяток лет безнаказанно в нарушение пункта 9 статьи 161 ЖК РФ (дом может управляться только одной управляющей организацией) в многоквартирных домах обслуживанием общего имущества занимались одновременно Управляющие организации, МУП «Ухтаводоканал» и домофонные компании. А в ряде домов, где администрацией МОГО «Ухта» были созданы фиктивные ТСЖ, по сути, трем управляйкам, помогали и сотрудники «УЖКХ» администрации городского округа, являющиеся председателями этих фиктивных ТСЖ. Надо ли удивляться, что у семи нянек и дитя без глазу.