30 октября — День памяти жертв политических репрессий. Накануне этого дня семидесятая расстрельная яма в Дубовке под Воронежем обрела могилу, в которую по-человечески были перезахоронены останки еще 52 человек. 

Мы зажгли свечи и склонили свои головы перед этой могилой. Она словно свежий символ и укор власти за 18 миллионов загубленных и поломанных судеб невинных людей в страшные годы репрессий — 1937–1938. Как бы власть ни пыталась принизить эти цифры, но, даже называя 800 тысяч репрессированных, она признает чудовищное преступление перед своим народом. И этому преступлению никогда не будет прощения! Рано или поздно власть встанет на колени перед всей страной за все содеянное своими кровавыми руками в XX веке. Это должно произойти, дабы молодое поколение знало страшное прошлое своей страны, страшное прошлое своих дедов, преступления человеконенавистнической власти против своего народа, чтобы подобное никогда не повторилось. Человеческая жизнь бесценна, каждая личность от Бога, и Им даровано человеку право жить и постигать опыт на этой Земле, в этой цивилизации. Ни один вождь, царь, президент, а тем более ни один опричник, росгвардеец, ФСБешник, никакая инквизиция не имеют права посягать на жизнь человека — и да будет это так отныне и вовек!

Над мемориальной зоной звучали траурный марш и панихида. На могилу были возложены венки и живые цветы. Представители власти прочитали заранее подготовленный текст, произнесли сухие короткие речи. 

— Когда начинает работать молох репрессий, его уже остановить невозможно, — сказал в своей речи Николай Рыбаков — гость из Москвы, один из руководителей партии «Яблоко». — Сначала он убивает соратников, потом интеллигенцию, трудящихся, а потом начинает пожирать и самих убийц. Мы должны сделать все, чтобы этот молох никогда не поднялся на человеческую жизнь!

В этот день великого траура мемориальную зону осветили своим присутствием самые почтенные граждане города, его живая история — Вячеслав Битюцкий – основатель воронежского «Мемориала», писатель, драматург, журналист Владимир Котенко, знаменитый афорист Аркадий Давидович, самый юный узник ГУЛАГа, а ныне писатель Валерий Чекмарёв. Их мощная энергия витала над мемориальной зоной, и становилось теплее в это промозглое, рыдающее, траурное утро.

Сотни ленточек в память о погибших затрепетали на оголенных ветках кустарников рядом с главной братской могилой. 

 

«МОЛИТВА ПАМЯТИ»

«МОЛИТВА ПАМЯТИ» — поминальное мероприятие, организованное по инициативе малого братства «Во имя преподобного Силуана Афонского», прошло в Воронеже на площади Никитина. Зачитывались имена невинно-убиенных наших земляков — сотни, тысячи, десятки тысяч… Это были простые колхозники, крестьяне-единоличники, разного рода служащие, руководители предприятий, интеллигенция. Под кровавый сталинский молох попадали старые и молодые, мужчины и женщины, священники и даже подростки. 

Страшное, жуткое надругательство творили человеконенавистнические «тройки», ломая людские судьбы, разрушая семьи, отнимая детей и любимых, лишая воли, света, жизни. Черные воронки, хладнокровные гебисты, грязные сапоги, издевательство, насилие, пуля в затылок … и ты сброшен, как уморенная хозяином скотина, в яму, похожую на скотомогильник. 

Все человеческое восстает против такого надругательства над личностью, ее человеческим достоинством, и возникает вопрос: почему это случилось с нами? Почему мы это позволили творить над собой кучке мизантропов? Отчего такая беспомощность народа перед зверем?

Мало провести гражданскую панихиду с молебными песнями, мало призвать к покаянию, признаться в том, что сама церковь ныне разрушается, но надо еще каждому из нас найти в себе гражданское мужество, чтобы своей жизнью активно противостоять всякому разрушению в нашем Отечестве и не допустить повторения страшных времен красного террора двадцатого века.

Оригинал