Со времен церковного раскола прошли века, но урок есть один – старообрядчество стало самым истинным и чистым факелом человеческого подвига. Одним из подвигов духа человеческого является подвиг Евдокии Илларионовны Лопухиной, который почитали люди старой веры.
Урожденная Прасковья (Авдотья - после венца) Илларионовна Лопухина (1670-1731 гг.), дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина. Вышла из захудалого боярского рода, воспитывалась в строгости, по старинным обычаям Домостроя. Семь лет была царицей, причем последней – после нее в России были только императрицы – но никто не запомнил ее сидящей на троне в шелках и парче. Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу. Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна, по совету брата Льва Кирилловича, выбрала Евдокию Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках. Евдокия Лопухина воспитана в строгих традициях православия и Домостроя. Она была хороша собой и выбрана в качестве невесты матерью Петра без всякого согласования этого вопроса с женихом – да в то время согласия молодых и не требовалось – все решали родители новобрачных. Петр, женившись на Евдокии по желанию своей матери Натальи Кирилловны Нарышкиной, избавил себя от опеки старшей сводной сестры Софьи.
Молодая царица Евдокия родила в первые три года брака троих сыновей, Александра, Павла и Алексея, из которых двое первых умерли во младенчестве. В 1697 году царь Петр предложил нелюбимой Евдокии принять постриг в монастырь, что в те времена считалось равноценным разводу. Женщина воспротивилась решению, чем вызвала ярость Петра. Вскоре она была отправлена в Суздальско-Покровский монастырь под конвоем, где была пострижена под именем Елены.
Всю оставшуюся жизнь царица провела в монастырском заточении и вроде бы никакого влияния на дела государственные не имела. И, тем не менее, когда в 1703 году государь основал новую столицу России, из заточения донеслись её слова: «Петербургу быть пусту!»
Эти слова были подхвачены старообрядцами и стали рассматриваться властью предержащими как проявление антигосударственной оппозиции. За сие дерзновение отрезали языки, били кнутом и ссылали в Сибирь. Однако пророчество опальной царицы от этого не становилось менее тревожным для жителей новой столицы. С момента основания Санкт-Петербурга они пережили более 290 наводнений, при которых уровень воды поднимался иногда выше полутора метров. Старообрядцы считали - Евдокия Лопухина как единственная законная царица должна вернуться ко двору, а Екатерине – Марте Скавронской приписывали греховное двоемужество.
В 1718 году Лопухиной сообщили страшную весть – царь Петр арестовал ее сына, царевича Алексея, по обвинению в заговоре. В ходе расследования этого дела всплыла и якобы порочная связь бывшей царицы. Как причастных к заговору, арестовали более 40 человек, включая Степана Глебова и Евдокию.
Глебова долго пытали, майор сознался в отношениях с Лопухиной: «И сошёлся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Степана посадили на кол, где он умер спустя 14 часов мучений. Опальную экс-царицу заставили смотреть на его истязание. Саму Евдокию прилюдно выпороли, а после отправили в Ладожский Успенский монастырь, где она 7 лет жила под строгим надзором.
Когда Петр I умер, его вторая жена Екатерина I поступила с бывшей царицей еще суровее – перевела в Шлиссельбургскую крепость – тюрьму для особо опасных преступников, где до этого содержался ее сын Алексей, умерший в застенках при загадочных обстоятельствах. Там Лопухину держали в строго секретном заключении как государственную преступницу.
Однако Евдокия пережила не только мужа. Когда Екатерина I умерла, на трон взошел Петр II, внук Лопухиной, сын погибшего царевича Алексея. Он освободил бабушку из заключения, выделил денежное содержание и восстановил ее во всех правах. После смерти Петра II в 1730 году она была в числе кандидатур на престол.
Считается, что Евдокия Фёдоровна отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета.
Умерла Евдокия в 62 года, 7 сентября 1731 года в Москве, похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря. Перед кончиной последние слова её были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Евдокия Лопухина также вошла в историю как последняя русская супруга царя. Все императоры с той поры брали себе в жены только иностранок, почему в жилах их наследников становилось все меньше русской крови.