Автор проекта «Женщина.Тюрьма.Общество» Леонид Агафонов говорил о проблемах уголовно-исполнительной системы, которые оставались скрытыми. За три года работы в Общественной наблюдательной комиссии (всего Леонид сделал около 300 посещений МПС, в том числе миграционных центров, где по обращению Леонида Агафонова были внесены изменения в нормативные акты (разрешены неограниченные прогулки для беременных женщин и женщин с детьми)) он нашел и вывел в публичное и правовое поле несколько трагичных случаев: это отсутствие медицинской помощи женщинам, которые больны онкологией, положение беременных женщин в местах принудительного содержания, нарушение прав детей, которые родились в уголовно-исполнительной системе, шокирующие истории о родах в заключении. Сейчас об этой теме говорят многие СМИ и часто обращаются за экспертным комментарием именно к Леониду. 

А теперь случаи, которые он выявил, работая в ОНК, систематизировал, придал огласке, стали источниками для законодательных инициатив. В каком виде проект будет одобрен, пока не знаем, но то, что законотворцы начали делать первые шаги навстречу женщинам и детям, рожденным в тюрьмах и изоляторах, радует и вселяет надежду. А еще говорят, один в поле не воин :)

Цитата с сайта Минюста: «Министерство юстиции России разрабатывает законопроект, предполагающий возможность условно-досрочного освобождения для беременных осужденных и осужденных женщин, имеющих ребенка младше трех лет, находящегося в доме ребенка при исправительном учреждении, соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Законопроект предлагает изменения в Уголовный кодекс РФ. Он касается осужденных беременных женщин и женщин с детьми до трех лет, находящимися в доме ребенка при исправительном учреждении. Проект предусматривает „возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденной не менее одной четверти срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести“». 

Леонид Агафонов: 
«Пробация — это наказание, не связанное с лишением свободы. Те изменения, которые предложены, в принципе соответствуют идее нашего проекта и нашим предложениям. Мы говорили о том, что сначала нужно освободить тех, кто уже находится в местах лишения свободы, мы, разумеется, говорим о тех женщинах, которые недавно стали мамами и при этом не совершили тяжких преступлений. У нас задача глобальная — чтобы к беременным и недавно родившим женщинам применялись другие ограничительные меры, не связанные с содержанием в местах принудительного содержания. Здесь еще важна работа по ресоциализации, чтобы женщина, выходящая по УДО, могла найти работу, садик для ребенка, жилье. Одного закона мало. Это комплекс мер. Это не просто взяли и освободили. Если не на что содержать ребенка, нет ни денег, ни возможности трудоустроиться, она снова пойдет на преступление. Это вопрос всего общества — как будет расти этот ребенок, кем он вырастет, будет ли расти вместе с мамой. Самое простое тут — отобрать ребенка, но как показывает практика, осужденные женщины стараются сохранить ребенка. Пробация — это условное наказание, которое должно сопровождаться рядом мер. 
Еще нас смущает условие, что норма будет применяться к женщинам, которые совершили преступление „небольшой тяжести“, эти деяния и так предусматривают до двух лет лишения свободы. Мы предлагаем также применять норму к женщинам, которые совершили преступления средней тяжести».  

Также Леонид Агафонов отмечает, государство, скорее всего, начало делать эти шаги, руководствуясь не столько соображениями гуманности, сколько практическими причинами: детей в уголовно-исполнительной системе нужно где-то содержать, обеспечивать им условия, питание и так далее.

Ссылки:

https://semnasem.ru/deti-v-turme/

http://minjust.ru/ru/smi-o-nas/minyust-razrabatyvaet-zakonoproekt-ob-udo-dlya-beremennyh-zhenshchin

https://www.gazeta.ru/social/2018/10/16/12022939.shtml?updated

https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/01/77004-kto-to-dozhil-a-kto-to-net