В Санкт-Петербурге 23 сентября в рамках Квирфеста-2018 показали документальный фильм «Невидимая жизнь республики». Проект Тансулпан Буракаевой и Кристины Абрамичевой рассказывает о положении ЛГБТ-людей в Башкирии — республике, которую населяют башкиры, татары, чуваши и другие национальности. Конечно, гомосексуальные люди всегда были и есть в любых культурах, среди представителей любых национальностей. В том числе и в Республике Коми. Активистка Виктория из столицы республики поделилась с нами историей своей жизни.
По башкирским мотивам
По словам создателей фильма «Невидимая жизнь республики», некоторые герои не могли выступать открыто: например, одну героиню мог выдать башкирский диалект. Однако проблемы ЛГБТ-людей в Башкирии такие же, как и в остальной России (чеченский «опыт» пока остается единственным). Но главным остается внутренний и семейный конфликты — принятие самого себя и принятие близкими родственниками.
«Ненормальность» ориентации, отличной от гетеросексуальной, объясняется религиозными традициями. В Башкортостане примерно половина населения — башкиры и татары, исповедующие ислам, в котором запрещены гомосексуальные связи. Около трети в республике — русские, но и Русская православная церковь осуждает гомосексуальность:
Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека.
«Их надо убивать»
В Республике Коми почти две трети русских и всего около четверти коми. И те и другие придерживаются православной веры. Коми девушка Виктория, согласившаяся дать небольшое интервью, жила в достаточно верующей семье и ходила в религиозную сельскую школу. В подростковом возрасте она начала заглядываться на девушек, ей это казалось нормальным. Позже информация, найденная в интернете, помогла Виктории осознать свою бисексуальную ориентацию лет к 14, но бывали и сомнения.
«Были мысли, что это неправильно и так не должно быть. Но со временем я поменяла свое мнение».
Виктория затрагивала в разговорах с родственниками тему ЛГБТ, но они были настроены враждебно. Друзья же говорили, что «их [представителей ЛГБТ] надо убивать». Именно поэтому она не раскрывает и не собирается раскрывать свою ориентацию перед семьей и друзьями.
В Сыктывкаре действует Коми отделение Российской ЛГБТ-сети, а Виктория — одна из активисток. Она верит, что в борьбе за права ЛГБТ можно улучшить их положение в конкретном городе, но, к сожалению, не верит, что этого можно добиться в России в целом. Сейчас Коми отделение ЛГБТ-сети активно занимается уличными акциями, а с осени также должны начаться открытые лекции на темы, связанные с ЛГБТ.
«Я горжусь своей культурой»
Гомосексуальность естественна и нормальна, она вступает в противоречия только с религиозными традициями, но и некоторые западные церкви, например, уже не осуждают гомосексуальность.
«Россия мультикультурная страна. В истории нашего государства были времена, когда гомо/бисексуальные практики присутствовали как обычная часть повседневности людей — до XVIII века гомосексуальность не преследовалась ни церковью, ни законом», — говорится о теме десятого Квирфеста.
Риторический вопрос: почему же мы снова не можем прийти к тому же? Почему в России мы не можем признать «традиционность» гомо- и бисексуальной ориентаций и включить их в нашу современную культуру?