Про все плохое
Нас тут через нашего бота @VihdoinkinBot (это такой помощник для обратной связи с читателями в Телеграм – пишите ему, что хотите, он не бумажный, но стерпит) читатели жалуются, что обещали, мол, писать не только о хорошем, но так ничего о плохом и не написали. Исправляемся. На самом деле, не ради факта или читательского каприза, а потому что и правда есть кое что плохое в стране Суоми, о чем даже мы знаем.
Например, финны более-менее единодушны в том, что «действующее правительство страны – самое плохое в истории», там сидят одни бездари и компенсируется эта беда только тем, что президент нормальный. (Почти как в России, правда? Во всяком случае, большинство россиян так думает...) В детали проблемы мы пока не вдавались, потому что повлиять на ситуацию решительно никак не можем, да и вообще – не сталкивались с этим самым правительством.
Или вот еще: оказывается, волосатая рука российской олигархии, причем наиболее приближенной к Путину, дотянулась до самого драгоценного финского – до хоккея! В августовском номере журнала, издаваемого под эгидой Helsingin Sanomat, очень много и подробно расписано, что российские олигархи – Тимченки и Ротенберги – владеют клубом Йокерит и Ареной Хельсинки. Хорошо, что не начали болеть за Йокерит, а продолжаем болеть за скромный «Зенит», финансируемый малоизвестной фирмой «Газпром». Спонсор настолько беден, что от клуба и нас, его болельщиков, никак не отлепиться старинное погоняло «бомжи». Но мы не гордые, потерпим. Зато никакой токсичной олигархии.
Но все переживания неопытных эмигрантов за будущее финского хоккея, да и что там говорить, государства вообще, при таком-то правительстве, меркнут на фоне переживания за самих себя, неизбежно сталкивающихся с «жерновами финской бюрократии», как выразился один из коллег Глеба, тоже понаехавший, правда, с западной стороны.
Жернова финской бюрократии
В общем-то «жернова» – это сильное преувеличение. Жернова – это про боль. А финская бюрократия, она не про боль. Она про пофигизм и отсутствие динамики. Не знаем, что нас там ждет дальше (а дальше нас ждет многое, к сожалению: от необходимости вставать на учет в полицию до замены прав, перерегистрации автомобиля и далее по списку; не дай бог доживем до покупки недвижимости или еще чего такого), но пока хватило и того, что мы месяц ждали пресловутого Номера социального страхования (НСС), типа СНИЛСа по-российски.
Без этого НСС, как мы уже писали, не сделать примерно ничего: не открыть счет в банке (который в России открывается примерно за 10 минут), не оформить нормальный контракт с сотовым оператором (тоже недолго в России), не устроить ребенка в садик (хм, тут логика ломается, потому что садика в Петрозаводске мы бы не увидели еще год). Наверное, много чего еще нельзя, но нам пока хватило и этого. Германа без НСС (причем нашего, родительского, у него-то давно есть) не брали в сад, а следовательно мы не могли нормально работать. Хоть и делили домашние обязанности по-возможности, но это просто означало, что ни один из нас не может сосредоточиться на работе.
Обычно НСС оформляется за пару недель. Так нам и сказали в магистрате, куда мы поперлись чуть ли не первым делом. «— Мы вам пришлем документы по почте. — Окей.» Прошло две недели. Потом еще неделя. Глеб поехал узнавать, что там случилось. А ничего. Та же девушка, что принимала у нас документы, не моргнув глазом, не покраснев и не пытаясь оправдываться сказала, что «да, точно, есть ваши заявления, ой, даже наши подписи на них давно стоят, что все хорошо, и вот уже НСС вам присвоены, только у нас тут так много работы, что руки не дошли распечатать документ из компьютера и отправить по почте, но вы приходите завтра, нет, послезавтра, в общем я пришлю вам СМС, и тогда приходите, но это точно будет завтра или послезавтра». Ни завтра, ни послезавтра СМС не пришло. На третий день, когда Глеб снова пошел в магистрат, ему выдали два листочка А4 с нашими номерами. Блин, ну они же знают, что без этой бумажки, которая делается минуту, ты нифига сделать не можешь, и ты им это говоришь, и они соглашаются, и все равно не спешат, мягко говоря.
Из-за отсутствия НСС мы до сих пор не открыли счет в банке. Без банковского счета жить вообще неудобно, потому что, опять же, не заплатить ни за аренду квартиры, ни за школу, ни за сад, ни за сотовую связь (приходится ходить в R-Kioski в центр города). Точнее, как не открыли... Кажется, открыли. Но банковская бюрократия не лучше муниципальной. Там тоже при первом же обращении сделали ПОЧТИ все: принял заявления, заполнили все анкеты, даже выдали какие-то скидочные талоны и отдали договор. Вот только в этом договоре не было самого главного – номера счета, ну и собственно банковской карточки тоже не было. Сказали: принесите НСС и сразу все будет. Принесли. «А теперь, – цитирую банковского работника, – спите и ждите, когда вам на почту придет конверт с карточкой, реквизитами счета, инструкцией по онлайн-банку и все такое. Это недолго». С тех пор прошло две недели. Письмо не пришло. За аренду квартиры не плачено с августа, за школу тоже.
Одно хорошо: финны кажется сами не в восторге от своей бюрократии и входят в ситуацию, мол, ничего, подождем, пока вам откроют счет…
Подписывайтесь на блог в Телеграме: https://t.me/vihdoinkin