Отправил 85-страничное послание товарищу в Норильск — политзаключенному Ивану Асташину. В последний раз написал Ване два крупных письма весной 2017 года — мне было неловко перед адресатом, однако не сразу имел возможность хотя бы частично преодолеть обстоятельства и осветить Ивану хоть часть запланированных тем. Тем не менее добротное послание у меня вышло — надеюсь, что его передадут Ване и наша переписка продолжится. Отвечал Ивану сразу на три письма: за декабрь, январь и июль. Всего, конечно же, охватить было нельзя — мне не удалось прописать разные темы, от истории либертарных сил в Революцию и в Гражданскую войну до наркополитики в РФ и в мире. Но получилось донести до узника о многом — в том числе о новом сроке Путина, о собянинщине, об авторитарности Навального, о силовиках и сислибах, об избрании Люси Штейн, о смелости Фарида Рустамова (Farida Rustamova) и Renat Davletgildeev, о подвижничестве Екатерина Косаревская (Ekaterina Kosarevskaya) и Yana Teplitskaya, об электрошоке против «Народной Самообороны», о «деле „Сети“», о мальцевских горе-«террористах», о репрессируемых сектантах, о пейволле и краудфандинге, о царебожническом и исламистском терроре, об анархистских волнениях в Гамбурге и парижской акции Петр Павленский (Petr Pavlensky), о третировании Кремлем Украины, об удали Пашиняна и безумии Эрдогана, о Беларуси и Сирии, о #MeToo и #ЯНеБоюсьСказать, об акции Pussy Riot на ЧМ и митинге за Telegram, о Moloko Plus и «Нечаевщине», о раскрутке Дурова и упадке Гиркина, об умерших и эмигрировавших и проч.
Ивану осталось сидеть два года — он усиленно читает книги, активно переписывается с людьми на воле, вообще развивается, насколько это возможно в огромном норильском бараке. Во время ЧМ-2018 и некоторое время после него Асташину не давали звонить по телефону домой, ссылаясь на «усиление» и на то, что он осужден по 205-й статье. И, похоже, возвращается негативная практика 2017 года — когда Асташина часто помещали в ШИЗО на 5–15 суток. В 2018 года Ивана несколько месяцев не отправляли в штрафной изолятор, однако в июле и в сентябре Ваня снова оказался в ШИЗО. Формальная причина и длительность последнего пребывания Ивана в ШИЗО мне неизвестна. Что касается июля: по поводу запрета ему на звонки (см. чуть выше) Асташин написал жалобу в УФСИН Красноярского края, в прокуратуру и в ОНК. Но 20 июля к нему пришел представитель администрации и вместе с распиской об отправке жалоб принес рапорт о том, что Иван якобы нарушил ПВР — будто бы находился днем на спальном месте. Этого не было и на фото не зафиксировано, но 23 июля его отвели на дисциплинарную комиссию, с дальнейшей отправкой в ШИЗО на трое суток. При этом администрация отрицает связь между этим ШИЗО и жалобой Ивана. Сохраняется вероятность того, что Ивану испортят конец срока переводом его в СУС (строгие условия содержания), с возможным последующим переводом в ПКТ, в ЕПКТ ([единое] помещение камерного типа).
И как сам по себе, и для сидящего почти 8 лет человека Ваня хорошо ориентируется в происходящем на «свободе». Ему сильно не хватает печатной версии «Нью Таймс» (Евгения Альбац (Yevgenia M. Albats) здравствуйте), но он по-прежнему читает, и внимательно, «Новую». Иван благодарит редакции этих изданий за многие полезные и интересные материалы — в том числе за освещение ФСБшных и полицейских пыток, беспредела в местах лишения свободы, «антиэкстремистских» и вообще политических уголовок, за антикоррупционные расследования и разборы ситуации в «верхах». Не сомневаясь, что Путин пробудет президентом до 2024 года, Асташин шутил, получив свой огромный срок в 2012-м: «Я-то выйду, а Путин будет еще сидеть». Иван в курсе акции с «окровавленным» колом в Канске и открытия памятника Грозному в Орле, ввода МЦК в Москве и градостроительного варварства в Питере. Ване понравились фотографии современных трамваев и лавочки на Новом Арбате. Ввиду реалий 2010-х, Иван более не смеется над [запрещаемыми в РФ] текстами «Ансамбля Христа Спасителя...», он рекомендует перечитывать сорокинскую «Норму». Вообще, читает либо перечитывает книги Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Дмитрия Глуховского, Ася Казанцева (Asya Kazantseva), Урсулы ле Гуин, Жана-Поля Сартра, Энтони Бёрджесса, Рэя Брэдбери. Его очень интересуют события столетней давности и роль либертариев в них. Признателен Михаил Зыгарь (Mikhail Zygar) за «объективное, четкое и вместе с тем увлекательное изложение фактов, сопутствовавших революции»; «книга развенчивает многие популярные мифы»; «автор не умаляет вклад эсеров в революционное движение, но почти ничего не пишет об анархистах». По традиции, Ваня обо многом интересуется в своих письмах.
Воспользовавшись почтовой службой РосУзника, вы можете бесплатно написать политзеку Асташину: https://rosuznik.org/write-letter Либо же пошлите Ивану письмо по адресу: 663305, Красноярский край, г. Норильск, ул. Ветеранов, д. 24, ИК-15 ОИК-30, Асташину Ивану Игоревичу 1992 г.р. Отправьте ваше послание заказным 1-го класса, вложите чистый конверт с маркой и бумагу для ответа. Учтите, что вкладываемые в письма распечатки из интернета, периодика, книги изымаются.
Также можно поддержать Ивана материально, переведя деньги маме Вани Ольге Вениаминовне Асташиной: на карту Сбербанка 4276 3800 4288 1073 либо сделав перевод Ольге Вениаминовне через ее номер 8 905 743 96 89 с пометкой «для Ивана Асташина».