20 сентября 45 лет назад оборвалась жизнь Лидии Руслановой.
Еще совсем недавно ей не требовалось специального представления – она была известна на всем пространстве Русского мира.
Знаменитая певица родилась в старообрядческой семье и рано осиротела. Сначала звали ее Агафьей Лейкиной. В сиротском приюте назвали Лидией Руслановой. Ровесница века, Русланова в первые годы советской власти начала обучение в Саратовской консерватории, и вскоре стала солисткой Центрального дома Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны участвовала во фронтовых концертных бригадах. На фронте она встретила генерала Владимира Крюкова (уроженца воронежской Бутурлиновки), ставшего ее четвертым мужем.
Крюков командовал 2-м гвардейским кавалерийским корпусом. Летом 1943 г. корпус находился на отдыхе и доукомплектовании в Казенном лесу у села Нижнее Казачье. В это время в корпус с концертом приезжала и супруга командира. Две недели она жила в доме у храма на берегу Дона. Мы решили разыскать этот дом. Выбор был не велик – этому критерию отвечало всего пять строений. Одно из них находилось на моем нынешнем дачном участке. Два года я расспрашивал старожилов и, наконец, уточнил, что другие дома были маленькие с соломенной крышей, а тот, который, на моем участке – просторный и крытый металлом.
На этом основании (хотя это и не точно) я заказал мемориальную доску – «Здесь в июне 1943 г. жила русская певица Лидия Русланова». Эту доска будет размещена на стене того довоенного дома, часть которой я сохранил и укрепил.
Конечно же, в этом доме бывал и ее муж генерал. Но его я не стал упоминать, так после войны этот Герой Советского Союза был арестован и осужден за моральное разложение (вместе с Руслановой). При аресте у них изъяли «208 бриллиантов и, кроме того, изумруды, сапфиры, рубины, платиновые и золотые украшения, автомобили «Horch 951А», два «Мерседеса», «Ауди», сто тридцать две антикварные картины, тридцать пять старинных ковров, библиотеку редких немецких книг с золотым обрезом, семьсот тысяч рублей наличными, 312 пар модельной обуви» и многое другое. Для артистки это еще допустимо. А вот генерал сорвался и стал мародерствовать в Германии.