Вместо предисловия: История повторяется
Раскол мирового православия, война Московского и Вселенского (Константинопольского) патриархатов, предстоящая катастрофа мирового православия — все, о чем было объявлено в заявлении московского митрополита Илариона 8 сентября 2018 г., между прочим, уже бывало. В т.ч. на территории Карелии, в 1920-х годах. Монахи и епископы тогда неистовствовали в жестоких битвах за истинную веру, правильное летосчисление, национальное чувство и гражданство.
Военные действия — на примере Старого Валаамского монастыря — велись «беззаветно»: кто-то с кем-то отказывался «сослужать» (в церкви), кто-то писал листовки и памфлеты, героически сломали настоятельский посох, говорили: — Еретик! — Сам дурак! — Европа восхитится нами!
Искали союзников, писали в Лигу Наций, зачем-то и архиепископу Кентерберийскому (в Великобританию).
Трижды в день военные действия прерывали, как водится, для совместной трапезы:
— Отец Онуфрий, будьте любезны, передайте соль.
— Пожалуйста, отец Акакий.
— Сегодня у нас булки?
— А что на ужин?
«Паства»:
— Ну, вы тут, братья монахи-епископы, воюйте, а мы пока в лютеранство перейдем. Там спокойно и понятно.
...Так шла война «до победного!», нормальная такая религиозная войнушка, типа, «священная».
Священная война.
Республика Карелия и Константинопольский патриархат
I
Картография отпада от РПЦ в 1923–1940/1944 гг.
Рассмотрим картосхему 1, дающую представление о юрисдикции Константинопольского патриарха в Финляндии, Эстонии, а также на Мурманском Севере и в Карелии, вошедших в состав РФ в 1940 г. (белые полигоны с границами красного цвета). Константинопольская юрисдикция распространялась на эти территории в период 1923–1941/1944 гг., где в то время находились православные приходы и крупнейшие монастыри, в т.ч. Валаамский, а в Эстонии — Псковско-Печерский. В наши дни это три субъекта РФ: Республика Карелия, Мурманская и Ленинградская области.
Картосхема 1. Юрисдикция Константинополя в Финляндии, Эстонии и Карелии. Примеч.: Нововалаамский монастырь был образован в Финляндии в связи с перемещением монашеской общины, в основном граждан этой страны, за новую границу с СССР в 1940 г.
Карта 2. «Пояс юрисдикции» Константинопольской патриархии (розовый цвет); другие поместные православные церкви (желтый цвет); в Эстонии присутствуют юрисдикция как Константинополя, так и Москвы; в Молдове — Москвы и Румынской церкви; будущее канонического пространства в Украине пока остается под вопросом.
Карельско-мурманские приходы и монастыри входили в состав Финляндской православной церкви, которая отделилась от РПЦ в 1921 г. и присоединилась к Константинополю в 1923-м. Тот же разворот, от Москвы к Константинополю, совершила и Эстонская православная церковь. В обоих случаях инициаторами разрыва связей с Московским патриархом выступали правительства этих стран, провозгласившие независимость своих стран от России в связи с падением самодержавной империи Романовых. (Упомянем еще и Польскую автономную / автокефальную церковь, образованную в том же 1923 г. Константинопольским патриархом).
Т.о. деятельность Константинополя по переводу православия на бывших национальных окраинах Российской империи в собственную церковную юрисдикцию была активной и результативной. Это был процесс как политический — говорили: «в национальном государстве церковь должна быть национальной», — так, собственно, вероисповедный.
Позиция Московской иерархии: поначалу признали правомерность отделения национальных церквей с приходами и монастырями от РПЦ, но вскоре потребовали возвращения «к традиционному положению».
Константинопольские экзархи в Карелии
Между тем экзархи Константинопольского патриарха, прибыли с инспекцией в Финляндию и Эстонию (похоже на то, как на Украину прибыли два экзарха-епископа от нынешнего Вселенского патриарха; почему-то был скандал). Подавляющее большинство священников, монахов и мирян — в основном русские, а также карелы и эстонцы — признали духовное главенство тогдашнего патриарха Мелетия.
Значительные трудности в подчинении православных проконстантинопольское церковное руководство испытало лишь в мужском Валаамском и женском Линтульском монастырях — однако не потому, что тамошнее монашество было против Константинополя (хотя в обителях и шли споры), а потому, что начальство, государственное и церковное, переводило приходы и монастыри на новый стиль летосчисления.
Для монастырей с традиционным укладом это было большим испытанием и даже драмой. Прокатилась волна печально знаменитых Валаамских отколов и расколов (см. анонс настоящей публикации).
В начале 1930-х гг. разногласия в монастырях в основном были преодолены.
На фото: епископат Константинопольского патриархата в старом Валаамском монастыре, 1923 г.
ФПЦ и две Эстонские церкви
Финляндская автономная православная церковь и в наши дни благополучно пребывает в юрисдикции Константинопольского патриарха, насчитывает 57 тыс. реальных членов, которые числятся в списках приходов и в административных органах и платят церковный налог.
Судьба Эстонской (Константинопольской) церкви была более сложной. «Вселенская» юрисдикция продержалась до 1940 г., до включения Эстонии в состав СССР, и была возобновлена лишь после повторного провозглашения независимости страны в связи с распадом СССР, в 1996 г. В том году в духовную опеку Константинополя возвратилось лишь 7 тыс. реальных православных, настоящих зарегистрированных прихожан и 60 приходов в среднем по 120 верующих.
Говорят, в том году в РПЦ решили остаться 100 тыс. православных граждан. Число, вообще-то, невероятное, ибо при таком людском изобилии каждый из 30 приходов должен объединять по 3 тыс. верующих в среднем, но примеров таких гигантских приходов государственная статистика не знает!
Статиcтика невероятного и цивилизационная практика
Надо сказать, что приходов в классическом, привычном виде — с регистрацией, списками членов и налогами (пожертвованиями) — в современной РПЦ не существует. Согласно каноническому Церковному Уставу РПЦ Московского патриархата, прихожанином считается человек, «принимающий живое участие в своей церкви» (цит. выделено и подчеркнуто нами. — О.Я.). Что оно, «живое участие», означает и что такое «своя церковь» — об этом канонические документы РПЦ не сообщают.
Вот интересно: 1 тыс. руб. в месяц — это «живое участие» или «так себе участие»?
Уверен, декларируемая численность Эстонской автономной церкви Московского патриархата завышена в 10–20 раз, а реальная (нормальная) численность приходов, очевидно, должна быть примерно равной Эстонской (Константинопольской) церкви, т.е. в среднем по 120 верующих в приходе, %2B / -.
Согласно данным социальной статистики от МВД РФ средний приход в РПЦ (РФ) составлял 174 чел.
В Республике Карелии в 2017 г. — 191 чел., а всего т.н. воцерковленных верующих, т.е. членов церкви и реальных прихожан, — ок. 1 % жителей региона.
Желающие могут самостоятельно посчитать с помощью официальных данных МВД РФ о числе посетивших Рождественские богослужения 2017 г., напр., здесь: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=123606.
Примерно такое, max до 200 чел. (а не 3000 тыс., как нас уверяют), должно быть статистически реальным приходом Эстонской церкви Московского патриархата.
Это, конечно, в том случае, если русские Эстонии живут по европейским и российским цивилизационным нормативам, которые фактически одинаковы в «западной» Европе и в России.
Спор Московской патриархии с МВД о численности РПЦ
Численность РПЦ «по головам» никто не считал и считать не собирается, хотя сделать это очень просто — поручив посчитать «воцерковленных» верующих каждому священнику, потом данные направить местному епископу, а тому — в Московский центр. Но Московская патриархия считать не хочет, гнет свое, спорит с МВД РФ:
если согласно МВД численность собственно церковного общества РФ
- (не путать со свободными верующими православной традиции: коротко, теми, кто НЕ ходит в церковь — таких «невоцерковленных» по социологии — ок. 40–50% населения и почти столько же неверующих, включая 14% строгих атеистов!)
максимально достигает 4% населения страны
- (столько людей ходит в церковь на пасху),
или 6 млн верующих,
то Московская патриархия пытается по старинке выдать, «не спрося», за своих членов чуть не 80% жителей России,
т.е. 120 млн граждан,
преувеличивая свою «паству» до 20 раз!
Религиозная болезнь преувеличений
Эта болезнь преувеличения собственной, церковной, социальной значимости приняла тяжелую хроническую форму в конце 1990-х гг., на фоне пришедшего массового осознания того, что:
1) церковный ренессанс в современной посткоммунистической России не состоялся,
2) основной причиной российской нецерковности была вовсе не коммунистическая идеология (хотя гонения на церковь были, конечно, — как и в Европе, впрочем),
3) а естественный ход развития цивилизации с неизбежным общеевропейским политико-историческим явлением, получившим название дехристианизации.
Оружием РПЦ против этого явления стали 1) обман и 2) самообман: церковники намеренно преувеличивали численность богоизбранного народа и допреувеличивали настолько, что записали в РПЦ 150 млн человек, ничего не подозревающих о том, что тем самым
Московская патриархия их «ставит под ружье» и потом погонит это Воинство Христово на фронт Третьей мировой (религиозной) войны, против Вселенского Константинопольского патриарха.
На войне как на войне! 8 сентября 2018 г.
«...Война!.. Война... Война... Война... Подлый и вероломный проект!.. По крайней мере, половина от этого 300-миллионного (православного) населения (мира) больше не будет его (Вселенского патриарха) признавать даже первым в семье Православных Церквей...»
Из заявления «министра иностранных дел» Московской Патриархии, т.е. председателя Отдела внешних церковных связей, митрополита Илариона 8 сентября 2018 г. — https://www.youtube.com/watch?v=6ajLlQ4QduE.
(Вполне напоминает историческое выступление В. М. Молотова по радио 22 июня 1941 г., в котором народный комиссар иностранных дел СССР официально сообщил советскому народу о нападении нацистской Германии на Советский Союз и объявил о начале отечественной войны против агрессора. — См. подробнее Википедию).
Вопрос: где Иларион набрал столько промосковских членов церкви, 150 миллионов!?
Ответ: сообразно данным «Православия.ру» или той же Википедии, Илларион, думается, мобилизовал в маршевые роты Московской патриархии не только то имеющееся малое число «воцерковленных», а почти все население разных стран, хоть как-то связанное с русской православной традицией, в основном через балалайку, водку, матрешку, Федора Достоевского и Льва Толстого, автора «Войны и мира», графа.
Да, это было Илларионово объявление о войне, Третьей (религиозной) мировой!
Смотр Иларионова воинства, 9 сент. 2018
На следующий день после заявления, 9 сентября, я побывал в некоторых городских церквях (воскресная утренняя служба), делал смотр Иларионову воинству:
- в 1-й церкви насчитал 9 чел. (два муж. пенс. возраста),
- во 2-й — ок. 15 (женщины, в основном старшего возраста, три ребенка, четыре муж.),
- 3-я оказалась закрыта (впрочем, она всегда там закрыта),
- В 4-й, в соборе, где служит местный митрополит, в конце воскресной утренней службы оказалось народу много больше — ок. 30 чел., треть из них сидела на скамейках («болящие»), были дети, но в основном жен. старш. возраста.
Запомнилась девочка 4–5 лет в розовой шапке с декоративными «заячьими» ушами, которая просила мамашу, «молила»: «На площадку пойдем, на площадку!» (имелась в виду, ясно, детская игровая площадка).
Спрашивал женщин, торгующих в церкви свечками, было ли какое-то оглашение заявления Илариона?
— Нет, не было. А о чем это?
— Да, — говорю, — чепуха, не берите в голову.
— А много народу ходит (в церковь)?
— Вы что, сами не видите?!
— Вижу-вижу, извините!..